Прочла историю, которую хочется обсудить. Не знаю, насколько она правдива.
В Петербурге есть несколько частных гимназий для детей богатых родителей, которые не слишком любят учиться. Там их холят и лелеют, занимают их досуг приятными занятиями. Вежливые и почтительные к детям учителя и другая обслуга, вкусная еда, занятия конным спортом и бальными танцами, иностранные языки, в промежутках что-нибудь из алгебры или химии, но так, чтобы дети не переутомились и не заскучали. А зачем детей напрягать? У них и так все есть на 100 лет вперед и больше, уже приготовлены руководящие посты в самых крупных компаниях, Думе и пр., а высшее образование они станут получать где-нибудь в США или в Великобритании.
А платят там учителям очень неслабо.
И вот одно из таких заведений решило заняться благотворительностью. Они взяли, да и приняли к себе одного способного мальчика из бедной семьи, чтобы он мог учиться у них бесплатно.
Нашли сына вдовы-библиотекарши, который победил на 2-х каких-то соревнованиях, и жил неподалеку. Тогда он был во 2-ом классе.
Сразу эта история вызывает у меня недоверие: какие соревнования во 2-ом классе? И чтобы наши богатые кому-то помогли? Да, ладно!
Но, как говорится, не хочешь - не слушай, а врать не мешай.
И вот бедный мальчик (БМ) стал учиться в элитной гимназии. Учителя очень переживали, как бы он не сошел с ума, осознав свою бедность и ничтожность по сравнению с сильными мира сего. Они консультировались с психологами. Но БМ совершенно не тушевался. Он быстро подружился со всеми одноклассниками, бывал у них дома (прежде чем пустить его в дом, богатые родители тоже консультировались с психологами, чтобы узнать, не будет ли у ребенка шок от чужого богатства), плавал в их мраморных бассейнах и восхищался их домашними зоопарками с крокодилами. Пользуясь дружбой с богатыми одноклассниками, он бывал вместе с ними за границей, летал на частных самолетах. Они дарили ему свою одежду, гаджеты - не новые, но едва использованные. И правильно: все лучше, чем выбрасывать.
В учебе же этот мальчик превосходил всех: учился на одни пятерки, всем интересовался,, участвовал в разных конкурсах, олимпиадах и получал призовые места.
Так, когда он был вместе с одноклассником в Праге, то сделал цикл фотографий «Красные крыши» и получил призовое место на каком-то конкурсе, а когда гостил у другого мальчика, то беседовал с их няней-филиппинкой и сделал социологический проект про работу иностранной прислуги в России. Это было уже в 8 классе.
И вот некоторые родители, в частности, хозяин няни-филиппинки, стали высказывать претензии учителям: почему этот мальчик такой инициативный и способный, а их дети не такие? Почему учителя не могут сделать так, чтобы богатые дети были не хуже БМ?
Учителя почувствовали угрозу. Они совершенно не представляли, как можно мотивировать к учебе богатых детей, у которых вне зависимости от учебы и так все есть и все всегда будет? Потому учителя решили избавиться от чрезмерно бойкого нищеброда и восстановить статус-кво.
Но они боялись, что мальчик воспримет изгнание из рая остро, что-нибудь учудит. Со своей проблемой они обратились к психологу, которая, собственно, и рассказала эту историю в своем блоге.
Психолог согласилась, что допускать БМ в 9-й класс ни в в коем случае нельзя. Но как его исключить, если он отличник? (Опять не могу не сказать, что решать такие вопросы должны не учителя, а какой-нибудь попечительский совет школы - не на деньги учителей же он учится).
Психолог вспомнила, что при СПбГУ есть интернат для способных детей, куда принимают по результатам каких-то испытаний. Это - академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета, где дети учатся на бюджетной основе. Правда, там - математический уклон, а БМ пока проявлял себя как гуманитарий, но для такого способного ребенка будет нетрудно быстренько выучить математику. Учителя же помогут ему подготовиться к экзаменам.
Через неделю та учительница, что приходила на консультацию, позвонила и рассказала, что учителя, набравшись смелости, объявили БМ, что он уже перерос их гимназию. И ему нужно двигаться дальше, в частности, поступить в гимназию при СПбГУ. Он совершенно не расстроился и сказал, что всегда знал, что халява вечной не будет. В ответ на предложение помочь подготовить математику БМ спросил, можно ли начать занятия уже сегодня или нужно будет ждать до завтра.
Я это прочла и нахожусь в недоумении: что это было? Рассказ про правильного бедняка, который знает свое место?
Мальчику все равно, чему учиться - математике или социологии, лишь бы бесплатно? И это хорошо?
Еще совсем недавно у нас не было никаких БМ-приживалов при богатых друзьях. Мы о таком читали разве что у Диккенса, в «Больших надеждах» или у Достоевского в «Мальчике у Христа на елке ».
Уже в литературе 20 века бедные мальчики или бедные девочки на основе благотворительности могут учиться в лучших школах, и никто по этому поводу не парится. Учеба в таком месте и школьная дружба дают беднякам возможность улучшить свое социальное положение. Почему же здесь не дали?
У нас уже даже не Средневековье, а дикий капитализм?
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)