В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Сегодня 200 лет со дня рождения Гоголя.
Гоголь был человеком неоднозначным, и его место в литературе тоже неоднозначно. Он, безусловно, классик, но вот номер один ли? Если принимать во внимание, что он - современник Пушкина, то да, номер первый. Но если вспомнить о «Толстоесвком», то вроде уже и не совсем. И опять же, кто он: сатирик, реалист, мистик, фантаст, абсурдист? А кто он по национальности: русский, украинец? Родился на Украине, в родне были казаки, шляхтичи, даже гетманы, но ни одного москаля, а писал по-русски. Да даже фамилия: был Гоголь-Яновский, потом стал просто Гоголь. Почему уж тогда не Яновский? Его спросили: «Кто такой Гоголь?» - «Селезень».
А почему он никогда не женился? И не известно, встречался ли он с женщинами. Ну, в свете нынешнего дня: какова была его сексуальная ориентация?
То ли дело Пушкин - наше все! Там, более-менее, все понятно. Эх, не зря Гоголь ему всю жизнь завидовал - есть за что. Может быть, поэтому юбилей Гоголя проходит значительно скромнее, чем юбилей Пушкина, который был просто феерическим, «Гоголь в жизни» Вересаева скучнее, чем «Пушкин в жизни», а фильм Парфенова о «Гоголь-птица», показанный намедни по телевизору, удался хуже, чем его же фильм о Пушкине? Но, тем не менее, эта юбилейная дата заставила вспомнить о Гоголе и его произведениях.
И по фильму Парфенова, и по книгам о Гоголе видно, что понять его нелегко. Похоже, что он был скрытным, замкнутым, хитрым, таким, о которых говорят «себе на уме». А может быть, он был артистом в душе, и все, что видели люди, это была игра? Не зря же он хотел стать артистом, и первое, что он сделал, приехав в Петербург - это пошел наниматься в театр. Но не взяли, сказали, что с его фигурой играть в театре неприлично. А он играл, когда учился в лицее, и хорошо играл. Особенно удалась ему женская роль - госпожи Простаковой в «Недоросле». Те, кто видели, говорили, что профессиональные актрисы играли эту роль хуже. А вот взяли бы его в театр - и не было бы у нас писателя Гоголя. Но все же, каков был человек: только въехал в город - и сразу к директору императорских театров князю Гагарину. Ему говорят: «Он спит», а Гоголь: «Ничего, я подожду». Гагарин проснулся, а у него сидит такое чучело и говорит: «Хочу Гамлета играть». По другой версии, вначале он посетил Пушкина, но тот тоже еще спал. А Гоголь хотел показать ему свою поэму. Сколько найдется таких 19-летних простодушных провинциалов, чтобы, не смущаясь, искать внимания тогдашней первой знаменитости? А может быть, он просто точно знал, что он ему ровня? Знал, хотя не написал еще ни строчки, кроме дурацкой поэмы? А вот прошло несколько лет - и стали они одинаково знамениты.
Почти все свои произведения Гоголь написал за неполные 10 лет. И насколько неравны были их стартовые условия! Один родился в Москве, другой в крошечной Василевке под Полтавой (собственном, так сказать, поместье родителей), один учился в Царскосельском лицее, второй - тоже в лицее, только в Нежине. У одного мама была светская львица, «прекрасная креолка», у другого мама записывала полезные рецепты в толстую книгу, например, о том, что, чтобы сбить пожар в трубе, когда загорится сажа, надо бросить туда гуся. Один с рождения принадлежал к кругу литераторов через своего дядю, другой мог похвастаться знакомством только с очень простыми людьми. Нет, все же важнее всего талант: если он есть, то человек пробьется. И все ему простят: и нелепый внешний вид, и странные привычки. Не зря Жуковский всю жизнь покровительствовал Гоголю: вначале подыскивал ему работу, потом протежировал перед царским семейством, чтобы они давали ему денег на проживание в Италии (А те давали, например, царь дал 500 червонцев). Не зря разные люди предоставляли писателю свой дом для проживания и кормили его. А своего дома Гоголь так и не завел. Он ведь жил только на гонорары, а с них не проживешь ни сейчас, ни тогда. Конечно, человек он был экономный, тратил деньги только на еду, в карты не играл, семью не содержал, любовниц не имел, но ведь зато и жил не у себя в имении, а в Италии.
Все, что Гоголь видел в жизни, потом волшебным образом преображалось в его книгах. Вот он в детстве испугался черной кошки, даже утопил от испуга несчастное животное в пруду, а вот к панночке ночью крадется черная кошка, клацкая по полу когтями, панночка от отчаянья рубит ей лапу ножом, а утром видит, что у мачехи на руке повязка. А «Старосветские помещики»? Это одна из немногих книг о настоящей любви и нежности. Ведь там он описал своих родителей, свой дом. История их была весьма романтична. Отец Гоголя в 14 лет увидел во сне младенца женского пола, и понял, что это - его будущая жена. А через год объявились соседи с годовалой девочкой, в которой он узнал ту, что видел во сне. И он стал ходить к соседям играть с девочкой, а когда ей исполнилось 14 лет, женился на ней. Все истории, рассказанные в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в «Миргороде», он слышал в детстве краем уха. Он подглядел своего Башмачкина, когда сам занимал аналогичную должность в 30 рублей в месяц, не мог справить себе шинель и жаловался маменьке, что взятки дают маленькие и редко. Сюжеты «Петербургских повестей» он вычитал в желтой газете «Северной пчеле» - аналоге нашего «Дня». Гоголь во второй год проживания в столице служил чиновником. Почти все находит аналоги. Но откуда взялся «Нос»? И что он хотел сказать?
На первый взгляд некоторые его истории бытовые или сказочные, но потом обнаруживаешь в них второе дно, а под ним - бездну.
Вот «Шинель». Про что она? Про быт бедного человека, «маленького» человека? Но ведь все же Акакий Акакиевич - не человек из народа. Он принадлежал к привилегированному сословию. Он знал грамоту, он был на государственной службе. Там он получал около 30 рублей месячного жалования. На эти деньги он снимал жилье. Это означает, что его комнату убирали, белье меняли, хозяйка готовила ему обед по крайне мере из 2-х блюд и чай. Свои вещи он отдавал в стирку. Когда ему понадобилась шинель, которая стоила 80 рублей, то он смог эти деньги накопить. Правда, ему пришлось стирать самому. А шинель отняли, а начальник накричал, испугал до смерти в буквальном смысле. Вот вам и первый уровень: тяжела ты, жизнь маленького человека. Но чем проблема Акакия Акакиевича? В том, что он возмечтал о большем, чем ему было положено, в данном случае о шинели, и погиб, или в том, что человек просто не имеет права быть настолько маленьким, таким покорным и иметь такие мелкие мечты? Вот и второй уровень. А после смерти превратился тишайший Акакий Акакиевич в страшный призрак. И это уже бездна. Оказалось, что был он не маленький человек, а чуть ли не сам дьявол жил в душе его и выел ее изнутри. Не бедность была проблемой Башмачкина, а отсутствие в его жизни высшего смысла, Бога.
Вот может быть, потому и не очень уютно с Гоголем, что он ставит такие вопросы. И совсем он несмешной был человек и очень непростой. Но очень больной. Мучался всю жизнь непонятными хворями, и никто ему не верил. А умер страшно, всего в 42 года. Что-то он такое узнал, что не дало ему жить. Может быть, даже и написал об этом, но потом сжег. А может быть, он это сжег, потому что понял, что плохо написал, хуже, чем раньше, что больше не может писать.
Потому и уморил себя - ведь ничего у него в жизни не было кроме литературы. Зато остался в веках.
А таков был предсмертный рисунок Гоголя