Была на экскурсии Демре-Кекова, ну, там где храм св. Николая. И вот приехали мы в город (бывшая Мира), а гид, естественно, повел нас в иконную лавку отовариваться. Пришлось идти - не сидеть же в стоящем на солнцепеке автобусе, да и ноги размять можно.
Перед тем, как пойти в магазин гид-азербайджанец нам долго объяснял, что все иконы в магазине - освященные, и что, чем больше икона, тем больше святости.
После иконного магазина мы должны были идти в храм св. Николая, где когда-то стоял саркофаг с его мощами. Мощи украли итальянцы, и теперь они находятся в городе Бари, но саркофаг уцелел, более того, в нем даже осталось немного костей, которые сложены в коробку и хранятся в историческом музее в Анталии.
Идея такая: мы покупаем иконку и прикладываем ее к саркофагу (гид утаил, что саркофаг закрыли стеклом, и приложить иконку можно только к стеклу) - тогда твоя просьба к святому исполнится.
Иконная лавка находится на 1 этаже жилого блочного дома. Дома там страшные, серые, ободранные, но хотя бы не слишком высокие.
В магазине работают 5-6 женщин 50+, все в белых платочках. И на входе лежат платки. Зачем в магазине платок? Это же не церковь.
Много полок, на полках - иконы, почти все в серебре.
И вот одна продавщица кричит другой: «Давай, расскажи им, что к чему!», а так лениво отвечает: «Зачем? Это же иностранцы». Я ей говорю: «Почему же иностранцы? Мы из России». Тут продавщицы немедленно меняются в лице и начинают злобно орать: «Отойдите от витрин! Не смейте трогать иконы!». Туристы смиренно опускают руки, подходят ко второй продавщице. И она начинает на повышенных тонах читать им лекцию, что они трогают иконы, не понимают их святости, что иконы освященные и пр. И вы бы слышали этот тон! Так только с собаками разговаривают.
Я первой продавщице говорю: «Вас с покупателями общаться где учили? В зоопарке или на зоне? Почему вы на них кричите? Почему позволяете себе такой тон?». А она мне: «А что я такого сказала? Зачем они иконы щупают?».
Тут еще одна подскочила, самая, видимо, из них дипломатичная, увела меня в другую часть магазина, стала показывать иконы. Я все не могла успокоиться. Она мне опять про то, что им надоело, что покупатели трогают иконы, ковыряют серебро. Я ей говорю: «У вас же нет ценников: люди думают, что они сзади, на иконе. И они хотят понять, что это за металл - серебро или нет».
Почему, спрашивается, нельзя написать один плакат: «Иконы - в серебре такой-то пробы, пожалуйста, не трогайте их руками» или что-нибудь в этом роде? Почему не написать крупные ценники, а не те микроскопические бумажки, которые где есть, а где и нет?
Но, главное, мне обидно, что русские так обращаются с русскими: ведь пока они думали, что мы - иностранцы, они молчали. Спрашивается, зачем бы иностранцы пошли в магазин православных икон?
Но продавщица мне объяснила, что они - не русские, а все с Украины. Сама она живет в Турции уже 13 лет, а остальные - меньше. Может быть, они потому прямо захлебывались от злости, что приехали уже после 2014 года? Или,будь они из России, они бы точно также кричали?
Потом, в церкви, я слышала, как гид из другой группы тоже очень надменно разговаривал с русской группой, пенял им на то, что русские не могут спасти храм, что они не жертвуют на него деньги, а также объяснил появление стекла на саркофаге тем, что русские отщипывали от него кусочки на память.
Я уверена, что ни с кем другим гид бы так разговаривать не посмел. По-моему, он тоже был азербайджанец.
Были и вежливые гиды, а наш гид, так был, вообще, елейный. Но все равно осадочек остался.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Лытдыбр)