В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Другое название: Валентинов день
Режиссер: Светлана Проскурина
Сценарист: Иван Вырыпаев
Оператор: Олег Лукичев
Производство: Студии "КиноПроба", к-ст. Горького
Год выпуска: 2007
Актеры: Михаил Евланов, Виктор Сухоруков, Дания (Дана) Агишева, Яна Есипович, Ирина Евдокимова, Александра Куликова, Елена Левинская, Наталья Седых, Татьяна Ипатова, Василий Савинов
В фильме рассказана простая история. Во Владивостоке в конце 50-х годов проживают в коммуналке три семьи: 18-летний Валентин (М.Евланов) с мамой проводницей (которая в кадре даже не мелькнет), одинокий ветеран войны (В.Сухоруков) и одинокая девушка Катя (Я. Есипович). Катя влюблена в Валентина. Кем она работает, я не поняла, но она учится играть на аккордеоне. Еще полный сил ветеран учит Валентина жизни, иногда дает ему тумаки, но в целом он благодушен, настроен доброжелательно, ездит на велосипеде. Валентин влюбляется в Валентину (Д.Агищева). Она - будущая певица. Из имен влюбленных ясно, что эта любовь на всю жизнь. Они похожи по характеру: слишком серьезные, сосредоточенные на чем-то внутри себя, склонные к неожиданным поступкам. Такие вулканы, которые кипят внутри, а потом взрываются. Один раз, когда мамы нет дома, Валентин приводит Валентину к себе. Это великий день для него и для нее. Но на пути встречается сосед, который опять унижает его. Дело в том, что он недавно опять расквасил юноше нос и губу. Валентина интересуется, с кем он подрался, а Валентин не хочет ей рассказывать о соседе, но тут сосед сам вылезает со своими прибаутками, и все становится ясно. Тем не менее пара предается любви. Когда потрясенный случившейся с ним переменой Валентин выходит на кухню, то сосед говорит ему какую-то житейскую пошлость и приглашает к себе поиграть в шахматишки. Тут Валентина переклинивает, и он серьезно калечит соседа, забив ему ферзя в глаз.
Валентин садится в тюрьму. Интересно, сколько ему дали? Допустим, это был 59 год, дали ему лет 7, вернулся где-то в 66-ом.
Обе девушки ждали его, писали письма. Кате удалось первой его соблазнить. С соседом он помирился. Валентин устроился на работу охранником в бассейн, а потом увиделся с Валентиной. Встретились они в бассейне, почему-то их объяснение происходило на вышке. Там Валентин повинился ей в измене, а она прыгнула в воду прямо в одежде. После этого она уехала из города, а Валентин женился на Кате. В следующий раз мы видим героев в 85 году. Валентин и Катя (А. Куликова) живут в той же квартире, но сосед умер, теперь это их квартира. От соседа остался только его велосипед на стене. Детей у них нет. Валентина (И.Евдокимова) возвращается в город после смерти матери. Ее отношения с Валентином возобновляются. Катя обо всем догадывается, переживает. Валентина требует от любовника решительных действий. Он должен сделать выбор, иначе она уйдет. Но он не может выбрать, хотя никогда не любил жену и сказал ей об этом. Но он ее всегда жалел. В отношении Валентины у него закрадывается мысль, что она его не так уж и любит, раз торопит. Он пытается с ней порвать, но боль от разлуки столь велика, что Валентин умирает от разрыва сердца. Эти события происходят в день рождения Валентины.
В следующий раз мы видим героинь уже в наше время. Они сильно постарели, и у них странные отношения. Они ненавидят друг друга, но не могут не видеться, потому что это напоминает им о любимом человеке. Валентина (Е.Левинская) поет в театре, Катя (Н. Седых, кстати, это Настенька из «Морозко») научилась играть на аккордеоне. Видно, что она пьет. Они встречаются почти каждый день, вспоминают Валентина, упрекают друг друга, даже стреляют друг в друга из ружья, но вместе с тем заботятся друг о друге, угощают, интересуются делами и здоровьем. В конце фильма они понимают, что никого ближе друг друга у них нет.
Фильм располагается где-то между мелодрамой и артхаусом. От последнего у него то, что героинь в разное время их жизни играют три разные актрисы, что герои мало говорят, и зритель должен обо всем догадываться, что фильм затянут, что камера долго-долго снимает лицо, капли воды, песок, туман, отдельные предметы, что вначале пожилые и молодые героини появляются на экране через кадр, так что зритель не сразу понимает, что это одно лицо, а также в какое время происходят события. Чтобы выразить свои чувства, герои совершают странные поступки. Например, Валентина при последней встрече на квартире у любовника вываливает из горшка с цветами землю на тарелку, стоящую на столе, и формирует из земли нечто похожее на могильный холмик, а потом вернувшаяся с работы Катя пересыпает землю обратно в горшок. Валентину дарят на день рождения ружье с двумя стволами и двумя курками. В один ствол он кладет гильзу с пулей, а в другой пустую гильзу. Все это что-то символизирует.
После просмотра фильма состоялось довольно забавное обсуждение. Гордону фильм, как всегда, не понравился. Он стал спрашивать режиссера, о чем был этот фильм, где и когда происходит действие, кем работают герои, отчего скончался Валентин. Светлана Проскурина отбивалась, как могла. Было видно, что критика ей не нравится, и она считает критиков идиотами,
но она все же сдержалась. Конечно, такие вопросы звучали бы странно после просмотра авторского кино. Но ведь данный фильм - как бы ремейк старого фильма 1985 года «Валентин и Валентина» - экранизации еще более известной пьесы М.Рощина (1971 год). Пьеса Рощина тогда шла во многих театрах страны и долго не сходила с подмостков. Она была написана на остросоциальную тему: любовь и сословные предрассудки.
Валентин - рабочий, сын бедной проводницы, у него нет отца, а есть маленькие сестры, живет он в коммуналке. Валентина - дочь состоятельных родителей, она студентка. Обе семьи не хотят этого брака. Мать девушки против мезальянса, боится, что дочь оставит институт, мать юноши боится, что молодая жена бросит ее сына, не справившись с трудностями, а также того, что он перестанет давать ей деньги и помогать с сестрами. Есть в фильме и влюбленная соседка Катя. Главные герои противостоят своим мамам, им помогают друзья, в конце концов они соединяются. Посыл в фильме один: любовь - это самое главное в жизни.
Сегодня эту пьесу мало кто помнит. В 2001 году Иван Вырыпаев написал пьесу «Валентинов день», где задался вопросом, что могло бы случиться с этими героями дальше.
Имел ли право драматург так поступить с пьесой Рощина? А почему бы и нет? Разве пьеса самого Рощина не была неким перепевом «Ромео и Джульетты»? Причем, если дарования Рощина и Шекспира несоизмеримы, то Вырыпаев талантливее Рощина. Но вот напрасно Вырыпаев выступил сценаристом фильма Проскуриной. Его пьеса была живой, а фильм - мертвый. Пьеса была написана для 2-х возрастных актрис, которые могли в ней проявить свой талант в полной мере. В фильме Седых и Левинская ушли на второй план. Символы почти убили психологию и человечность этой пьесы. Такое впечатление, что Проскурина делала этот фильм, как последний в жизни: хотела успеть поговорить сразу обо всем, но не получилось почти ничего. Герои кажутся просто психически больными людьми. Но зато получилось фестивальное кино. Люди смотрят, думают: раз так долго и нудно, то, наверное, это что-то высоко художественное.
В этот раз на обсуждении было больше критики, чем позитива. Положение спас Сухоруков, сказавший что-то пламенное и всех примирившее. Вот человек: всегда работает, даже не на площадке. Своим обаянием и энергетикой он разрядил обстановку.