У меня есть родственники, которые сейчас воспитывают трехлетнюю девочку, вернее, ей уже 3.5 года.
Меня что поражает: она только недавно, в октябре, начала говорить, т.е. стала складывать слова в фразы, правда выговаривает слова она плохо, и чужие люди ее не понимают.
В мое время это считалось задержкой психического развития, но сейчас, похоже, не считается. Раньше нормой было, когда ребенок говорил фразами к 2-м годам, причем, девочки говорить начинали раньше мальчиков, а теперь 3.5-4 года считается обычным делом.
Как же так? Разве это не удивительно? Я не могу понять, с чем это связано.
Есть такое мнение, что родители меньше стали общаться с детьми из-за того, что без конца смотрят в свои телефоны или компы. Но ведь если, например, взять мое поколение, то многие из нас росли в яслях с 2-х месяцев, потому что тогда заканчивался декретный отпуск.
Сколько с тех пор рассказали ужасов про психосоциальную депривацию, про то, что дети, выросшие без должного контакта с мамой, страдают разнообразными психическими расстройствами. Но ведь мои ровесники, отданные на пятидневку с 2-х месяцев, выросли нормальными, и говорить начинали в 2 года. Как так оказалось? Или я вспоминаю рассказ одного казаха, как у них в 19 веке обращались с младенцами. Их клали в деревянную колыбельку, привязывали младенца ремешками. В колыбели были отверстия, чтобы моча вытекала наружу. Младенца кормили, наверное, мыли эту кроватку, но и только. Так продолжалось до 9-ти месяцев. Тех из младенцев, кто выживал, брали в юрту. Жестоко? Ну, так суровые условия жизни, естественный отбор, но ведь дети вырастали нормальными, и, родителей, кстати, любили и почитали. И речевой задержки у них, скорее всего, не было.
Вот взять моих родственников. Мама девочки не ходит на работу, фрилансит, и якобы это занимает у нее весь день. Но ведь девочка все время рядом с ней.
При этом каждый день часов на 6 приходят помогать бабушка и прабабушка, а также няня. Обед ребенку готовит прабабушка, так что у мамы остается больше времени для общения с дочкой.
Буквально с нескольких месяцев девочку носили на развивающие курсы для младенцев. Кроме няни, с ней занимались логопеды примерно с года.
Лето и часть осени девочка живет на даче в Подмосковье, где может общаться с двоюродными братьями своего возраста. Всю весну она с мамой и папой проводит в Крыму - у них там домик и еще одна бабушка. Приезжает и ее родная сестра по отцу.
Казалось бы, вокруг ребенка много людей (еще муж бабушки, жиличка прабабушки, их знакомые). Но тем не менее вот такие проблемы с речью.
Недавно я читала блог одной женщины, которая занимается с маленьким детьми. Она пишет, что сейчас большинство детей имеет именно такие проблемы с речью. Она связывает это с тем, что дети до 4-х лет носят памперсы, сосут соску, не умеют самостоятельно одеваться. То есть, в 3-4 года они ведут себя так, будто им не больше года. Кроме того, у этих детей нет твердого распорядка дня: спят, когда хотят, едят когда хотят.
Ту девочку, о которой я рассказываю, до сих пор кормят грудью. Ну и совместный сон, конечно.
Возможно, когда все желания ребенка удовлетворяются полностью, ему нет нужды уметь говорить. Зачем, когда у него и так все есть?
Вот как интересно получается: большое удобство и большая опека мешают развитию ребенка больше, чем суровые условия воспитания. И не зря во все века детей элиты приучали к строгому распорядку и к наличию определенных обязанностей.
Думаю, со временем все придет в норму, но само по себе изменение срока, когда дети начинают говорить, очень интересно.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление - Женское (бабское)