В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Инет отмечает 75-летие Юрия Визбора. Надо же, он ровесник моих родителей. Что-то у них есть общее. Наверное, это было первое поколение современных людей, для которых характерна вечная юность. Визбору не удалось постареть. Он умер в 50. А то дожил бы до сегодняшних дней и понял бы, что стареть все же приходится. Уже 25 лет, как его не стало, а люди о нем помнят, и в этом есть какой-то секрет. Разве он один писал бардовские песни? Разве он был самым лучшим?
Писал он слишком много, но среди большого числа проходных текстов есть те, которые запомнились многим людям. Чаще всего это самые его известные песни, но может быть у каждого есть еще какая-то, связанная с личными обстоятельствами.
Во многом популярность Визбора объясняется его характером. Он виден из песен. Похоже, что он был человек ранимый, довольно закрытый, но отзывчивый и коммуникабельный, и, главное, порядочный. То есть он не грузил людей своими проблемами, но всегда был готов выслушать и помочь, чем возможно. Хранил секреты. Не осуждал друзей ни в лицо, ни за спиной, не интриговал. Это настолько редкие качества, что люди долго помнят таких друзей. Даже бывшие жены не держат на него зла, оставшиеся в живых барды поют его песни наравне со своими,
делятся воспоминаниями.
Визбор весь остался в той жизни, в СССР. Вспоминаем его песни с удовольствием, потому что слушали их в юности под гитару у костра в лесу - было такое всенародное развлечение. Мелодии хорошо запоминаются, слова, в основном, тоже. Сейчас читаешь и думаешь: да как же мог взрослый дядька писать такие детские стихи? Может, он в душе оставался ребенком? Но теперь Визбор - классик, от него уже так просто не отмахнешься: филологи пишут о фольклорных мотивах в его творчестве. Ладно, пусть это будут фольклорные мотивы. И пока цело наше поколение, будем вспоминать те костры в лесу, те палатки, которые раскинули крылья, нас самих в штормовках, в которых мы казались себе такими независимыми, таким взрослыми, того мальчика, который пел про солнышко лесное, ту девочку, что его слушала… Это ощущение всеобщего братства, это чувства уютной жизни, без проблем и без забот, это ощущение, что ты все можешь, что у тебя огромная страна и ты везде нужен, и в жизни нас ждет одно сплошное счастье.
Вот несколько песен. Кто помнит мелодии - подпевайте!
ОСЕННИЕ ДОЖДИ
1. Видно, нечего нам больше скрывать,
Все нам вспомнится на Страшном суде.
Эта ночь легла, как тот перевал,
За которым исполненье надежд.
Видно, прожитое - прожито зря,
Но не в этом, понимаешь ли, соль.
Видишь, падают дожди октября.
Видишь, старый дом стоит средь лесов.
2. Мы затопим в доме печь, в доме печь,
Мы гитару позовем со стены,
Все, что было, мы не будем беречь,
Ведь за нами все мосты сожжены.
Все мосты, все перекрестки дорог,
Все прошептанные клятвы в ночи.
Каждый предал все, что мог, все, что мог, -
Мы немножечко о том помолчим.
3. И слуга войдет с оплывшей свечой,
Стукнет ставня на ветру, на ветру.
О, как я тебя люблю горячо, -
Это годы не сотрут, не сотрут.
Всех друзей мы позовем, позовем,
Мы набьем картошкой старый рюкзак.
Спросят люди: "Что за шум, что за гром?"
Мы ответим: "Просто так, просто так!"
4. Просто нечего нам больше скрывать,
Все нам вспомнится на Страшном суде.
Эта ночь легла, как тот перевал,
За которым исполненье надежд.
Видно, прожитое - прожито зря,
Но не в этом, понимаешь ли, соль.
Видишь, падают дожди октября.
Видишь, старый дом стоит средь лесов.
Поется мрачно. Ужас какой! Страшный суд, прожитое прожито зря. Вспоминается в минуты, когда на душе скребут кошки- а спел - и полегчало. Песня хороша, несмотря на явные нелепицы. Герои живут в спартанских условиях: старый дом в лесу, питаются картошкой, но у них есть слуга. Что за 19 век? А что там у них гремит? Картошка в рюкзаке?
ИЗЛИШНИЙ ВЕС
(Разговор двух дам, подслушанный правдивым автором
в ресторане аэропорта города Челябинска,
в то время, когда туда по случаю непогоды
совершали посадки самолеты различных направлений)
1. - Я не поняла: вы заказали?
- Нет, не приходил еще, злодей.
В этих ресторанах при вокзале
Нас и не считают за людей.
- Я во Владик жму из Ленинграда,
Муж там без меня на стенку влез.
А вы?
- Владика и даром мне не надо,
Я в Мацесту, сбросить лишний вес.
Припев:
Излишний вес - он словно бес,
Он цепко держит наши органы в осаде,
А также виден он и спереди, и сзади, -
Чтоб он исчез, излишний вес!
2. - Встаньте, дорогая, и пройдитесь.
Ой-ой-ой, вот тут у вас висит!
- Крошка, при моем-то аппетите
Еле помещаюсь я в такси.
- Говорят, мосластым нет проходу,
Пышных щас - не очень, говорят…
- Крошка, это ж западная мода,
Наш-то - что имеет, то и рад.
Припев: (тот же)
3. - Что я говорю - не ешьте на ночь,
После восемнадцати - антракт.
- Ну, а если гости к нам нагрянут?
- Гости пусть рубают, что хотят.
Надо съездить в город Мелитополь,
Бабка варит там супец один,
Выпьешь - станешь стройною, как тополь,
Как артист Никулин Валентин.
Припев: (тот же)
4. - Ну, а эти, извиняюсь, йоги?
- Крошка, это ж сумасшедший дом.
Я однажды завернула ноги в позу "лотос",
Так еле развязала их потом.
- Где ж официант, будь он неладен?
- Вот он приближается, злодей.
Будьте добры, мне четыре порции оладий со сметаной.
- Мне картошки, пива и сельдей.
А в этой песне мне нравится только конец: вкусно как написано! Особенно, про картошку и сельдей.
ВЕРЕВОЧКА
1. Ты по карнизу шла, я страховал.
Ты полетела вниз, я удержал…
Припев:
Связал нас черт с тобой,
Связал нас черт с тобой,
Связал нас черт с тобой
Веревочкой одной.
2. Легонько двинула меня ты в бок,
Какао пролила ты в мой мешок.
Припев: (тот же)
3. Ужасно холодно на леднике,
Какао хлюпает в моем мешке.
Припев: (тот же)
4. Свалила град камней ты с высоты.
Разбила сердце мне и морду ты…
Припев: (тот же)
5. Всю смену в лагере хожу смурной.
Не развязать нас видимо, с тобой.
Припев: (тот же)
6. Ты по карнизу шла, я страховал.
Ты полетела вниз, я прокричал:
Припев:
"Лети же, черт с тобой!
Лети же, черт с тобой!
Никто не свяжет нас
Веревочкой одной!"
Ну, эту песню все знали и пели хором.
НОЧНАЯ ДОРОГА
музыка В.Берковский, С.Никитин
1. Нет мудрее и прекрасней
Средства от тревог,
Чем ночная песня шин.
Длинной-длинной серой ниткой
Стоптанных дорог
Штопаем ранения души.
Припев:
Не верь разлукам, старина, их круг -
Лишь сон, ей-богу.
Придут другие времена, мой друг, -
Ты верь в дорогу.
Нет дороге окончанья, есть зато ее итог:
Дороги трудны, но хуже без дорог.
2. Будто чья-то сигарета, стоп-сигнал в ночах:
Кто-то тоже держит путь.
Незнакомец, незнакомка - здравствуй и прощай,
Можно только фарами мигнуть.
Припев: (тот же)
3. То повиснет над мотором ранняя звезда,
То на стекла брызнет дождь.
За спиною остаются два твоих следа, -
Значит, не бесследно ты живешь.
Припев: (тот же)
4. В два конца идет дорога, но себе не лги:
Нам в обратный путь нельзя.
Слава богу, мой дружище, есть у нас враги,
Значит, есть, наверное, и друзья.
Припев: (тот же)
Песня красивая, благодаря музыке. Замечательно, когда барды поют ее хором.
МИЛАЯ МОЯ
1. Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подернулись угли костра.
Вот и окончилось все - расставаться пора.
Припев:
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях,
Встретишься со мною?
2. Крылья сложили палатки - их кончен полет,
Крылья расправил искатель разлук - самолет,
И потихонечку пятится трап от крыла, -
Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла.
Припев: (тот же)
3. Не утешайте меня, мне слова не нужны,
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны, -
Вдруг сквозь туман там алеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!
Припев: (тот же)
А эту тоже многие знают. Иногда можно спеть самой себе - приятно, когда солнышком лесным называют.
СЕРЕГА САНИН
1. С моим Серегой мы шагаем по Петровке,
По самой бровке, по самой бровке.
Жуем мороженное мы без остановки -
В тайге мороженного нам не подают.
Припев:
То взлет, то посадка, то снег, то дожди,
Сырая палатка и почты не жди.
Идет молчаливо в распадок рассвет.
Уходишь - счастливо! Приходишь - привет!
2. Идет на взлет по полосе мой друг Серега.
Мой друг Серега, Серега Санин.
Сереге Санину легко под небесами,
Другого парня в пекло не пошлют.
Припев: (тот же)
3. Два дня искали мы в тайге капот и крылья,
Два дня искали мы Серегу.
А он чуть-чуть не долетел, совсем немного
Не дотянул он до посадочных огней.
Припев: (тот же)
А это как раз песня из личных. Может, и нет в ней ничего особенного, но мы с подружкой в детстве почему-то ее любили.
ДО СВИДАНЬЯ, ДОРОГИЕ!
музыка В.Берковский, С.Никитин
1. Вот как будто бы сначала
Начинается судьба
У бетонного причала,
У последнего столба.
Здесь вдали остались буи,
Здесь земля уже близка,
Здесь косынку голубую
Я, прищурившись, искал.
Припев:
И забудутся едва ли
Эти несколько минут:
Здесь меня когда-то ждали,
А теперь уже не ждут.
Белой пеной, мягкой лапой
Бьются волны о маяк.
Я схожу себе по трапу,
Я схожу себе по трапу -
Независимый моряк.
2. Но все время призывают
Отдаленные моря,
Все куда-то уплывают,
Выбирают якоря.
Так и мы от чьих-то судеб,
Как от пирса, отошли,
Так от нас уходят люди,
Словно в море корабли.
Припев:
До свиданья, дорогие,
Вам ни пуха ни пера!
Пусть вам встретятся другие,
Лишь попутные ветра!
Море синее сверкает,
Чайки белые снуют…
Ни на что не намекаю,
Ни на что не намекаю,
Просто песенку пою.
Опять же Берковский с Никитиным. Мужественно, типа весело, но с затаенной грустью.
Охотный ряд.
Нажми, водитель, тормоз, наконец,
Ты нас тиранил три часа подряд.
"Слезайте, граждане, приехали, конец -
Охотный ряд, Охотный ряд."
Когда-то здесь горланили купцы,
Москву будила зимняя заря,
И над сугробами звенели бубенцы -
Охотный ряд, Охотный ряд.
Здесь бродит запад, гидов теребя,
На "Метрополь" колхозники глядят,
Как неохота уезжать мне от тебя -
Охотный ряд, Охотный ряд.
Вот дымный берег юности моей,
И гавань встреч, и порт ночных утрат,
Вот перекресток ста пятнадцати морей,
Охотный ряд, Охотный ряд.
Нажми, водитель, тормоз наконец,
Ты нас тиранил три часа подряд.
"Слезайте, граждане, приехали, конец -
Охотный ряд, Охотный ряд."
Эту тоже раньше все знали. Одна из его первых песен. Тоже хором пели.