Античная и средневековая эпидемиология

Jul 10, 2009 23:18


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Учебно-методическое (что там у компьютера внутри и как с ним бороться))

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

В оглавление проекта "Эпидемиология для чайников и технарей": http://uborshizzza.livejournal.com/592917.html

Первые описания эпидемий, то есть массовых заболеваний с уровнем, превышающим обычный фон, содержатся во многих исторических сочинениях. Так, Геродот описал эпидемию проказы в Персии в VI-V веках до нашей эры, историк и военачальник времен Пелопонесской войны Фукидид - «моровое заболевание», или «аттическую чуму», которая по мнению современных специалистов была сыпным тифом, чумой или натуральной оспой (а может, и каким-то другим заболеванием, которое сейчас не встречается). Позже похожая эпидемия была описана Галеном («моровая язва Антонина», 165-170 гг.). Есть несколько более поздние античные и средневековые описания эпидемий, позволяющие уверенно идентифицировать сифилис, натуральную оспу, тиф, холеру и пр.


Микко Спадаро: «Чума в Неаполе» (1656 г.)

Не обходили своим вниманием эпидемии и древние врачи, в том числе и Гиппократ («Семь книг об эпидемиях»). Там обращалось внимание на приуроченность заболеваний к определенным местам и времени года, а также группам людей. Так, при характеристике «черной смерти» было сказано: «оборванные толпы ранее других падают жертвами ангела смерти… Затем поражаются люди среднего достатка… Знатные же, полководцы и судьи, пользующиеся всеми удобствами и наслаждениями жизни, редко поражаются болезнью, но при развитии эпидемии и они не остаются пощаженными».

В добактериологические времена природа массовых заболеваний могла представляться только умозрительно, и были две конкурирующие гипотезы - миазматическая и контагиозная.

Согласно миазматической теории причиной массовой заболеваемости были зловредные миазмы - испарения, земного или космического происхождения. Это хорошо объясняло приверженность эпидемий к определенным территориям и временам. Например, «малярия» происходит от итальянского «дурной воздух», происходящий от болот, в окрестностях которых заболеваемости малярией действительно особенно много. В средние века, когда активно увлекались астрологией, с космическими миазмами связывали неравномерность поражения разных групп: «бедные находятся под неограниченным покровительством Сатурна, а люди средней крепости тела подчиняются Луне и Меркурию».

Альтернативная теория - что массовые заболевания происходят от особых «летучих ядов», контагиев, которые обладают способностью размножаться в теле больного.

Между миазматиками и контагианистами, естественно, разразилась бурная научная полемика, не обходящаяся иногда и без рукоприкладства. Естественно, с обеих сторон в лучших блоггерских традициях помимо оскорблений и обвинений в невежестве муссировалась и теория заговора. Например, известный французский врач Maclean писал в 1818 году, что контагиозная гипотеза - следствие мистификации Фрокасторо, который убедил в своей работе 1546 года перенести место папского собора. Его соотечественник и последователь A.V. Clot в 1866 году даже опубликовал трактат «Последнее слово о неконтагиозности чумы».

Кстати, в те времена под эпидемическими заболеваниями понимали только незаразные болезни.

Однако как бы не спорили ученые мужи, но в общественном сознании твердо укоренилось, что многие болезни явно передаются от человека к человека, причем заразными являются также и вещи, с которыми соприкасались больные. Трупы умерших во время эпидемий хоронили в братских могилах специальные команды (так, например, умер и был похоронен Моцарт, так что даже точное место его захоронения неизвестно), а вещи сжигались или обеззараживались дымом от пороха. Врачи во время эпидемий носили специальный клеенчатый костюм с маской и очками, довольно похожий на современный противочумный, в котором они были похожи на птиц. Ввиду отсутствия противогазов или респираторов для обеззараживания воздуха курили благовония, которые клали в конец «клюва».



Именно мерами борьбы с эпидемиями и обусловлено широкое распространение в средневековой Европе курения табака, что считалось мерой профилактики. Так, в Англии был закон, по которому во время эпидемии все находящиеся люди, включая грудных младенцев, должны были курить трубки.

Ввиду отсутствия средств лечения и профилактики заболевания карантин и другие, как говорят сейчас, режимно-ограничительные мероприятия, становились доминирующими.

Например, карантинные меры в 1800 году во Франции выглядели так: « При высадке на берег владелец судна, на борту которого имелись случаи чумы или предполагалось их наличие, должен был встать перед железной решеткой и дать клятву говорить только правду, а затем бросить корабельное карантинное свидетельство в чашку с уксусом. Чиновник погружал документ на дно с помощью железных щипцов и, когда, по его мнению, тот достаточно пропитался уксусом, тем же способом вынимал его, а потом помещал на край доски и в таком виде представлял «хранителю здоровья», который читал список, не дотрагиваясь до него. Письма от тех несчастных, кто заболел или находился под подозрением и был помещен в лазарет, отбрасывали на расстояние 10 шагов, захватывали длинными щипцами, погружали в уксус, а затем подвергали воздействию пламени и дыма зажженного пороха».

На основании наблюдений были сделаны и другие практические выводы. Например, заметили, что для многих болезней тот, кто один раз переболел, уже больше не заболевает. Поэтому во время эпидемий переболевших ранее стали привлекать для работы в лазарете.

Конечно, до открытия микробов как возбудителей инфекционных болезней все работы по изучению природы эпидемий и выработки мер борьбы с ними носили крайне ограниченный характер, однако многое сделать удалось. В том числе даже удалось разработать и ввести вакцинопрофилактику. Но об этом - позже.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Почему споры между контагиозниками и миазматистами были такие яростные?
2. Исходя из названия «малярия» - каким оно представлялось: контагиозным, миазматическим или эпидемическим?
3. С чем была связана строгость карантинных мер в средневековой Европе?
4. Почему средневековые врачи одевались, как птицы?

Учебные материалы, Медицинские байки

Previous post Next post
Up