В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Новости)
предыдущее по теме………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Некоторое время тому назад я обнаружила в блоге у Станислава Садальского материал про то, что патриарха Алексия II убили. Якобы кто-то из милиции и из патриархии ему рассказал, что в голове у покойника было три дырки. В доказательство он приводил тот факт, что Алексия хоронили с закрытым лицом. Все время, что тело было доступно для последнего прощания, лицо покрывал платок. Садальский не верит в то, что так положено по обряду, потому что при похоронах предыдущего патриарха этого не было. Я, конечно, подумала, что это - бред. Можно подумать, что патриарха били молотком по голове.
А уж доказательство: может быть, тогда про обычай не вспомнили, а теперь вернулись к истокам. А, может быть, покойный перед смертью упал и сильно расшиб лицо, хотя тут я не понимаю, почему его нельзя было загримировать, как обычно делают в таких случаях? Но Садальский не унимался и приводил следующие слова диакона Кураева: «Побоявшись сказать неблаговидную правду об обстоятельствах смерти Святейшего, Патриархия получила мерзкий слух». И вот теперь Кураев решил со свойственной ему прямотой рассказать всю правду
http://diak-kuraev.livejournal.com/33939.html «Официальная версия состояла в том, что причиной смерти стал сердечный приступ. Хотя в первые часы был слух даже об автокатастрофе.
Отчасти верно первое, совсем неверно второе (хотя и понятна причина появление такого слуха).
Как таковой сердечный приступ не убил бы патриарха. Просто случился он в максимально неудобных для помощи обстоятельствах.
Возможно, что приступа не было вообще. Просто пожилой человек при каком-то повороте или резком движении на секунду утратил координацию движений - и упал. Но, падая, затылком ударился об угол стула. И этот угол перебил вену. Патриарх пришел в сознание. Пробовал встать - на стенах кровавые следы от его рук (это важно с религиозной точки зрения: значит, кончина Патриарха не была мгновенной и у него было время не только для последней борьбы за жизнь, но и для осознания неизбежности предстоящего последнего Перехода и подготовки к нему).
Даже и при такой травме его можно было бы спасти.
Если бы хоть кто-то знал, что ему нужна помощь. Но дело было во внутренних покоях Патриарха, которые он на ночь сам изнутри запирал на ключ. Двери двойные, шумоизоляция от остального здания, где, суетясь, хлопочут монахини, полная. Стоны Патриарха никто не расслышал. Ключей от его покоев не было даже у охраны.
Патриарх накануне вечером заказал завтрак на 8 утра. Когда и в половине девятого он не вышел, начали тревожиться. Стуки, звонки не давали ответа. Стали заглядывать в окна. И через окошко ванной комнаты увидели его лежащим.
Дверь взломали. Но тело уже остывало.
Понятно, что у прокураторы возникло множество вопросов. Почему в ванной не было тревожной кнопки? Почему престарелый человек был один? Почему не было ключей у охраны? Как могла рядом с ним быть немягкая и удароопасная мебель? Почему монахиня-экономка не сразу сообщила охране?
Понятно, что и Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился в уборной. То, что было бы вполне обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к Патриарху. Да и около- и внутри- церковные раскольники с радостью запричитали бы о «смерти Ария».
Поэтому сначала (учитывая травму головы) и возникла маскировочная версия об автоаварии.
Но об убийстве не сплетничал никто.
И уж тем более дикой выглядит версия Садальского о том, будто Патриарха убили за то, что он не поддержал Кремль в дни осетино-грузинской августовской войны.
Политические убийства должны быть знаковы и понятны - кого и за что, чтобы другим неповадно было.
Предположим, что Садальский прав, и кто-то (осетинские супербоевики или кремлевские агенты) убил Патриарха именно за это. Но разве позиция нового патриарха Кирилла по этому вопросу в чем-то отлична от позиции Патриарха Алексия? Все так же Московская Патриархия подчеркивает, что Южную Осетию и Абхазию она рассматривает с точки зрения церковного права - то есть как каноническую часть грузинской Православной Церкви.»
Что ни говорите, а иногда лучше жевать, чем говорить, как учила одна телереклама шоколадных батончиков. Вопросов стало еще больше. Почему была кровь, почему лицо не подлежало реставрации? Мне доводилось хоронить людей, у которых головы и лица сильно пострадали перед смертью (падение с очень большой высоты), но в морге с ними что-то делали, и закрывать платком было не надо. И Кураев не опровергает версии Садальского про три дырки в голове. Что же, они были? Но они точно не могли появиться в результате того, что он упал на пол. Почему смертью патриарха интересовалась прокуратура? Ладно бы еще милиция, но прокуратура проводит проверку только в случае версии об убийстве. Наконец, почему в патриархии так пренебрегали безопасностью первого лица, при котором должен был кто-то находиться, хотел он этого или нет.
Что до Кураева, то складывается впечатление, что он не слишком уважал покойного патриарха. Впрочем, это его личное дело.
Но в сухом остатке имеем:
1. Покойный Патриарх в момент похорон имел такой неприглядный вид, что показывать его лицо было нельзя;
2. Охраной его занимались гебешники, из личной охраны самого высокого уровня;
3. Об обстоятельствах его смерти и похорон высшие иерархи врали, нагло и отчаянно, на ходу придумывая таинственные традиции типа закрывания лица покрывалом;
4. Официального расследования обстоятельств гибели правоохранители не проводили, что может быть только по причине указаний с самых высших инстанций, например, уровня Генпрокурора.
Если бы, абстрагируясь от времени и пространства, кому-то дали такую вводную, то первой версией было бы, что Патриарха колотила его охрана из спецслужбы до тех пор, пока не забила до смерти.
Я, конечно, не настаиваю… Может, у кого-то есть другое разумное объяснение…
Но есть ощущение, что эта история и дальше потянется, обрастая как снежный ком слухами, версиями и домыслами, и это все нанесет серьезный урон по репутации РПЦ и отечественных государственных структур. Впрочем, РПЦ в них де-факто уже входит. Впрочем, репутация и так уже не очень…
автоном
http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=421