В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
- Добрый день, профессор. Я к Вам от редакции, по поводу Ваших новых работ о сверхразуме, который нами всеми управляет.
- Добрый день. Ну, это - слишком категоричные формулировки. Да и не я один этот цикл делал, там была большая коллективная работа…
- Хорошо, тогда давайте начнем с начала.
- Началом послужили две параллельно выполнявшиеся работы, которые, как казалось, никакого отношения друг к другу не имели. С профессором Живодеровым мы занимались изучением процесса восстановления функций мозга после тяжелых черепно-мозговых травм, когда некоторые участки коры фактически изолированы от остальной части. Выяснилось, что мозг при этом функционировал лучше, чем при аналогичных повреждениях, в которых нейроны просто гибнут. Вторая работа была совместная с коллективом психологов из Леонтьева, Леонтьева, Леонтьевой и Леонтьева, по поводу работы в группе. Вот Вы, наверно, на себе испытывали, что когда несколько человек работают над одной проблемой, то у них получается лучше, чем у одного?
- Мозговой штурм? Конечно - все обмениваются идеями…
- Нет, что просто присутствие другого - и то помогает. Естественная гипотеза - что даже при отсутствии разговоров, за счет неосознанных движений и прочее и то передается некая информация. Мы решили это проверить количественно, группе давали решать задачи из набора определения IQ. Вначале членам группы ничего не говорили, потом некоторым давали установку, чтобы они, пусть и без разговоров, но максимально помогали другим, потом - чтобы их сбивали с «правильной мысли». Во всех случаях отмечался идентичный результат улучшения решения задач.
- То есть непроизвольный обмен мыслями?
- Можно и так сказать. Впрочем, очень хорошо известно, что люди часто начинают действовать сообща, как некий организм. Даже прижились такие термины, как «коллективное бессознательное».
- То есть вместе мы умнеем?
- О, Вы ухватили суть проблемы. При изучении группового поведения видно не только, что каждый отдельный умнеет, но и что группа вся вместе начинает совершать некие действия, так сказать, не по своей воле. Например, из отдельных людей может спонтанно образоваться толпа, и она совершает то, что каждый по отдельности и не смог, и не захотел бы. То есть у достаточно больших групп появляется расщепление сознания, и вот это над-сознание имеет свои мотивы, и обычно ведет себя, если говорить честно, как кретин. Все эти приступы паники, агрессии…
- А каким же образом это над-существо, состоящее из отдельных людей, думает?
- А каким образом думает мозг, состоящий из отдельных нейронов? Каждый нейрон по отдельности, если говорить прямо - создание тупое и ограниченное. И потребности у него весьма непритязательные…
- Ну, насколько помню, нейроны обмениваются информацией, соединяясь какими-то щупальцами. А как происходит обмен для коллективного над-мозга?
- Давайте вернемся к первой работе, про людей с повреждением коры. А как изолированные нейроны помогают работе остального мозга? Тут мы с профессором Креветкиным-Интеллектовым занялись проблемой количественного измерения интеллекта отдельных клеток, изолированных и при участии соседей.
- Интеллект клетки?
- Ну да. Одноклеточные микроорганизмы ведь тоже демонстрируют разумное поведение. Двигаются в направлении пищи, например. Вот мы и начали изучение разумности поведения микробов и единичных клеток. Выяснилось, что, действительно, в присутствии других аналогичных клеток они «умнеют». Также выяснилось, что степень «ума» у разных клеток сильно различная. Нейроны, кстати, казались тупыми, и «берут свое» они только за счет массовости и, как Вы точно заметили, специальных информационных щупалец.
- А как клетки обмениваются информацией?
- Обычно считается, что химически, но мы выяснили, что обмен есть и при изоляции. Так что - полями.
- Торсионными?
- Фу, что за глупости. Обычными электромагнитными, что тоже легко проверить. Достаточно было заэкранировать клетки, чтобы эффект «коллективного разума» пропал.
- Ой, что-то в голове не укладывается.
- Напишите, что отдельные клетки работают как сотовые телефончики. Сравнение неточное, но читатель удовлетворится. На чем мы остановились?
- На том, что клетки вместе умнеют.
- Да, далее пошла рутинная работа - насколько зависит интеллект «коллективного бессознательного» от количества клеток, расстояния между ними и их индивидуального «разума».
- Ну и насколько наш сверхразум умный?
- Оказалось, что «сверхразум» людей довольно тупой. Примерно как годовалый ребенок. То одним заинтересуется, то другим…
- То есть отдельный человек - все-таки самое умное, что есть на Земле?
- А вот и нет! В результате выяснилось, что некоторые глобальные сообщества микробов обладают значительным коллективным разумом. Чемпионом оказалась обыкновенная кишечная палочка.
- То есть микробы, живущие у нас в кишечнике, умнее нас?
- Во-первых, только все микробы всех людей вместе. Во-вторых, не столько умнее, сколько мудрее, интеллект сообществ не совсем такой, как у отдельного организма.
- Мудрее, а не умнее?
- Да. Помните: «ум позволяет нам выпутаться из неприятностей, мудрость - в них не вляпаться».
- И в чем эта мудрость проявляется?
- Возможно, что успешность человека как вида, создавшего цивилизацию, и объясняется тем, что на каком-то этапе коллективный разум кишечной палочки стал достаточно велик, чтобы заняться развитием цивилизации. Ведь она - симбионт человека. Пока живем мы, живет и она…
- И сейчас нашу цивилизацию развивает тоже кишечная палочка?
- Ну почему «развивает»? Вот посмотрите - к середине 20 века, когда человечество овладело огромными возможностями, в том числе и для самоуничтожения, инженерный прогресс вдруг взял и резко застопорился. Многие технологии, например, в космонавтике и ракетостроении, потеряны, и их даже не удается воспроизвести. Это - уже не ум, а мудрость.
- А как это - сверхразум мысли какие подсовывает?
- Ну, что-то индуцировать тяжело, все-таки совсем другой уровень, другое мышление. Намного проще что-то нежелательное прекратить. Например, коллективно воздействовать на группу нейронов, чтобы что-то отключить, что-то забыть…
- Добрый день, профессор. Я к Вам от редакции, эээ… сейчас, посмотрю в блокнотике… тут написано - по поводу Ваших новых работ о сверхразуме, который нами всеми управляет.
- Добрый день. Это Вы, извините, о чем?
Посвящается Истинному Учителю Истины.
Отдельное мерси комментаторам поста про E. coli
http://uborshizzza.livejournal.com/641184.html, их замечания и навели на идею