Фильм «Антихрист»

Sep 28, 2009 09:57


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Я знаю, что последний фильм Ларса фон Триера не понравился публике и был холодно встречен критиками. Я читала отзывы о нем. Писали, что он провокационный. Пересказывали сюжет: у немолодых супругов погиб маленький ребенок, и они, пытаясь забыть горе, уезжают пожить на природу, в летний домик, стоящий в лесу, а там у них начинаются странные видения, они калечат друг друга. Добавляли неприятные подробности: ребенок выпал из окна, потому что родители не следили за ним, а занимались сексом в ванной; женщина, окончательно сойдя с ума в лесу, ножницами отрезает себе клитор и др. Писали, что секс показан со всеми подробностями, как и сцены, когда женщина калечит себя и мужа.

Смотреть этот фильм после таких рецензий мне совсем не хотелось. В итоге в кино я его пропустила: он быстро сошел с экрана, а на видео он все не выходил. Наконец вышел. Пират, который мне его продал, с гордостью сказал, что они нарочно не продавали «тряпичную» копию, потому что этот фильм надо смотреть в хорошем качестве записи. Действительно, это хорошая копия с легального видео. Мешает разве что время от времени появляющееся предупреждение, что она не предназначена для копирования. И пират прав на все 100 - фильм надо смотреть только так, чтобы все разглядеть. Вот какие у нас честные и художественно продвинутые пираты!

Фильм - замечательный. Именно такие фильмы оправдывают само существование кинематографа со всеми его сериалами, боевиками и тупыми комедиями. Сам фон Триер считает его лучшим в своей карьере, и я с ним согласна. Что в нем хорошего? В нем нет ни одного лишнего кадра! Все ружья, висящие на стене в первом действии, стреляют в последнем. Разве всегда так получается? Когда я смотрю многие фильмы, мне кажется, что оператор снимал свое кино, режиссер свое, а актеры играли сами себя, а не героев. Бывает, говорят: «Фильм плохой, но какая операторская работа!» или «В фильме хороша только актерская работа такого-то». Так вот, это не комплимент. Хороший фильм хорош во всем, потому что он целостный. И фильм «Антихрист» именно такой.

Например, первая сцена, пролог, где гибнет ребенок. Это ужасное событие, но как необычно оно снято! Пролог - черно-белый, играет торжественная музыка, использована замедленная съемка. Муж и жена в ванной ласкают друг друга. Они - не молоды, на их лицах сильно выражены мимические морщины, но их тела красивы, нет ни одной жировой складки. По мере занятия любовью глаза женщины горят все ярче, резкие складки около рта разглаживаются. Ее лицо становится красивым. А в комнате проснулся малыш. Он взял своего мишку и пошел бродить по квартире, ему примерно 1, 5 года. Он заглянул в ванну, но родители его не заметили. Он не стал их отвлекать, а придвинул к раскрытому окну стул, встал и выпал наружу. Вот он летит, как маленький ангел, мишка летит чуть выше, падает крупными хлопьями снег. Момент его удара об землю не показан, а показано, как упал мишка. У него оторвалась лапа. Одновременно женщина достигает экстаза.

Потом жена попадает в психиатрическую больницу. Лежит больше месяца, ей дают сильные лекарства, она дезориентирована во времени, все время спит. Муж решает ее забрать и лечить сам. Он не врач, а психолог, но занимается психотерапией и большого мнения о своих способностях в этой области. Он интеллигентный, мягкий человек, терпеливый, все понимающий, все прощающий. С женой он обращается, как со своей пациенткой, но видно, что он любит ее. Он рационалист. У него для всего есть научное объяснение. Можно сказать, что в нем проявляются лучшие человеческие качества. Жена не такая. Она моложе. Она мало говорит, но может внезапно проявить агрессию, порывистая, угловатая. Она мрачная, темная. А он -светлый. Она упрекает его, что теперь он при ней, потому что видит в ней интересную пациентку, а сам в последнее лето отдалился от нее. Он ей говорит, что она сама этого просила, хотела поработать над своей диссертацией. Но, оказывается, она забросила работу. Почему? «Ты же сам сказал, что это чушь» - «Я не говорил». Но это уже неважно.

Дома ей снится страшный сон: какие-то тощие, скрюченные березовые стволы, чьи-то глаза с плавающим зрачком, женские, безвольно опущенные руки, чей-то затылок. Она задыхается во сне. Муж ее будит, успокаивает. В другой раз она идет в ванную, и там испытывает приступ панической атаки. Муж находит, что у нее появился навязчивый страх, и хочет выяснить его причину. Вначале она не знает, чего боится, но потом говорит ему, что это страх того места, где они обычно проводили лето - Иденского леса. Он просит ее закрыть глаза и рассказать, что она видит. Она видит длинный мост, по которому идет фигура в белом - это она. Ей тяжело идти по земле, ноги тонут в грязи, она видит лисью нору. Высохшее дерево - все это она ненавидит и боится, но больше всего она боится их дачного дома, стоящего около того дерева. Муж говорит, что все ясно - надо поехать туда, победить страх, тогда она выздоровеет. Они едут в лес. По дороге жена говорит, что земля жжет ей ноги, снимает ботинки, носки и показывает ожоги на ступне. Муж отвечает, что земля не может гореть. Пока она отдыхает, он удаляется в кусты, и вдруг видит косулю. Но это какая-то странная косуля - похоже, что она прямо тут рожает. Выглядит это очень неприятно. Еще они с женой наблюдают, как из гнезда выпал голый птенец, на которого сразу набросились муравьи, но не успели съесть, потому что его утащил и разорвал на части коршун. Природа жестока, а лес редкий, некрасивый, с тощими больными деревьями. Вот и мост. Жена не может по нему идти, но муж заставляет. Они дома. Там все напоминает о ребенке: его игрушки, фотографии. Жена вдруг с неприязнью вспоминает, что мальчик вечно пытался от нее убежать. Ночью им не дают спать желуди, которые стучат по крыше. Жена говорит, что для размножения дубов достаточно одного ростка в 100 лет, а остальные - лишние и напрасно умирают. Ей от таких мыслей жутко. Но муж не понимает и объясняет, что желуди не могут умирать. Утром, когда муж отлучился, женщина вдруг слышит детский плач. Она всюду ищет ребенка, но не находит. Рассказывая об этом случае мужу, жена объясняет его так, что это плачет вся природа, потому что в природе много зла, потому что природа сама - зло или Сатана. Муж говорит, что природа не может плакать, а сам записывает в блокнотик, с которым не расстается, что кроме леса, жена боится Сатану. Еще он обнаруживает в своих вещах конверт, который не вскрыл дома, вскрывает, читает - лицо его омрачается. Он выходит на воздух. Картинка застывает, а над ним падает тот же снег с дождем, как в день смерти сына.

Ночью он лезет на чердак, чтобы сделать что-то с желудями, которые мешают спать, и обнаруживает, что стены чердака увешены картинами с изображение ведьм, процессов против ведьм, их сожжений на кострах. Там же есть и рисунок странного созвездия, состоящего из косули, лисы и ворона. Оно называется «Трое нищих». Он находит текст диссертации жены - она была посвящена этой теме. Видно, что нормальный в начале рукописи почерк превращается в бессвязные каракули в конце. Становится очевидно, что жена психически больна и больна давно. Утром он говорит на эту тему с женой. Она рассказывает, что поняла, что женщины - само зло. Женщина не вольна в себе, она сильно зависит от природы, природа - зло, следовательно, и женщина зло. «Тысячи сестер убили за это» - говорит она. Муж объясняет ей, что она сделала неверный вывод: из того, что женщинам причиняли зло, не следует, что они сами - зло. Жена спрашивает, что было в том конверте, что он читал. Он говорит, что там был отчет о вскрытии тела сына. В нем не было ничего особенного, кроме одной детали: у сына сильно деформированы стопы, и это - прижизненные изменения. Он показывает ей фотографию, где видно, что ботиночки у ребенка одеты неправильно: правый на левой ноге, левый - на правой. Жена говорит, что, наверное, торопилась в тот день. А он потом рассматривает все фотографии сына: на всех ботинки одеты наоборот. Становится понятно, что жена делала это нарочно: она не хотела, чтобы сын от нее убегал. Он идет в лес и видит там издыхающую лису, очень страшную, с вывернутыми внутренностями. Лиса вдруг говорит: «Все - хаос».

А ночью жена занимается с ним сексом. Она вытаскивает его на улицу, они лежат под деревом, и он не видит, как сквозь корни прорастает множество женских рук.

Утром муж идет в сарай, где у него инструменты, чтобы подумать. Он зачеркивает в списке страхов жены сатану и ставит на это место себя. Женщина находит его, упрекает, что он хочет от нее уйти, опять пристает к нему с сексом. Во время полового акта, она неожиданно бьет его поленом. Он вырубается. А жена протыкает его икру здоровенным железным прутом, надевает на прут что-то вроде блина для штанги и закручивает гайку, а гаечный ключ прячет под домом. Потом она уходит, а он приходит в себя и уползает в лес. Он прячется от нее в лисьей норе. Она его ищет. В норе почему-то оказывается ворон: он каркает, муж пытается его удавить, но жена находит убежище. В ярости она засыпает нору землей, но потом откапывает, перетаскивает мужа в дом. Она говорит, что женщина-преступник хитра, заранее все придумывает, у нее все обман - тело, лицо, волосы. Он спрашивает ее: «Ты хотела меня убить?» - «Нет, просто, когда приходят Трое Нищих - кто-то должен умереть». Жена ложится около него, рядом кладет нож и ножницы, просит ее обнять. Он обнимает, а она вспоминает день, когда погиб ее ребенок: оказывается, она видела, как он лез на подоконник, как перевешивался, но ничего не предприняла, потому что была в полном кайфе. Тут она хватает ножницы и отрезает себе клитор. Потом она убегает на улицу, потом возвращается, ложится в позе эмбриона в углу, а муж видит вокруг нее косулю, ворона и лису - троих нищих. Одновременно он как бы видит, как летит из окна его сын. Теперь видно, что за окном в комнате стоит косуля. Муж прошибает локтем пол, находит гаечный ключ, освобождает ногу и начинает душить жену, которая пытается ему помешать. Он душит ее, а мы видим ее его глазами: плывущий зрачок, безвольно падающие руки - это та самая сцена, которая снилась его жене в городе и которая ее так испугала. Потом муж кладет ее тело на тощие березовые ветки и поджигает.

Последняя сцена, как и первая - черно-белая. Играет красивая музыка. Муж ковыляет по мосту из леса. Вдруг он видит косулю, лису и ворона. Из леса, ото всех деревьев идут женщины. Это те, что его жена называла сестрами. Они окружают его, и он пропадает.

Вот такой фильм. С одной стороны - простая история. Нездоровая психически женщина хотела, чтобы ее муж и сын были всегда рядом. А у них были свои интересы. Она боялась себя и своих мыслей, чувствуя в себе большую агрессию по отношению к ним. Потом сын погиб, причем у нее был шанс его спасти, но она не сумела. Она винила в этом себя, свою похоть, свою природу, своего мужа. В лесу она окончательно сошла сума и осуществила то, что считала нужным: привязала к себе мужа в буквальном смысле слова, а себя лишила чувственности.

Но есть и другой пласт - в природе, в самом деле, существует зло, предопределенность, а вот бога там нет.

Третий пласт - отношения мужчин и женщин. Мужчина - цивилизация, разум, свет, добро. Женщина - природа, страсти, тьма, зло. Вместе им не жить .

В общем, как и над любым другим хорошим фильмом, есть, над чем подумать.
Но одно точно: нечего всяким лицам без медицинского образования лечить больных! Только совместно с психиатром! Доктор сказал: в психушку - значит, в психушку! А то развелось психологов- психотерапевтов!

Критика

Previous post Next post
Up