В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
В рамках постов про православные традиции в нашей культуре, хочу написать об отношении к умершим. Мне говорят, что все, что я пишу про православные традиции подходит и к другим культурам. Возможно. Я именно и хочу сказать, что православная традиция - очень древняя и включает в себя не только христианство но и более ранние, общечеловеческие элементы. Но все ж есть специфика, есть отличия, например, от протестантов, как от передового отряда Запада.
У православных существует довольно подробный похоронный обряд, определенные нормы того, что можно говорить о покойном, а что нет, поминальные дни и обычаи посещения кладбища.
Я бы сказала, что к новопреставленному положено относиться значительно уважительнее, чем к живому. Нельзя, например, говорить о нем дурно, хотя часто это единственный повод поговорить о нем вообще. Например, умер Трахтенберг, а сказать то, что ты думаешь о его творчестве, уже нельзя. Можно будет потом, но кто о нем тогда вспомнит? А и сказать-то хорошего иногда нечего. Пьяница был покойный, тиранил семью, но этого говорить нельзя. Ну, думаешь и вспоминаешь, а вот он голубятник, вроде, в детстве был. Тогда говоришь: "Покойный был строг, но справедлив, имел нежную душу, а уж как он голубей любил!"
Теперь похоронный обряд. Надо обрядить покойника во все самое лучшее, устроить поминальный обед. Надо оповестить всех, кто его знал, о том, что он умер. Часто все эти вещи тяжелы для родных и физически и морально, и материально, но уклониться нельзя. Есть мнение, что эти хлопоты отвлекают от скорби, не дают впасть в депрессию. Не знаю. Думаю, кому как. Ведь обычай сохраняется по отношению ко всем, независимо от степени скорби родных. Иной смерти и заждались. А если погиб очень близкий человек, то чужие люди, венки, гробы и блины не отвлекают.
Мне очевидно, что обычай направлен не на сохранение душевного здоровья родных, а на что-то другое. Можно подумать, что обычай идет от такой древности, когда люди еще не понимали, что покойный не может видеть и слышать, что все делается для его удовольствия и чтобы его не рассердить. Возможно, есть и такой момент. Но об этом позже.
После похорон положено отмечать девять дней, потом сорок дней, потом год. Некоторые отмечают еще полгода. После года обычно поминают в памятные дни: день рождения, день смерти. Это делают и верующие и неверующие. Верующие еще ходят в церковь на Родительские Субботы, отмечают Радуницу. 90% наших православных верующих таковы, что заходят в церковь на Пасху и чтобы отдать поминальную записку.
На памятные дни, на Радуницу положено посещать кладбища. Это обязательный минимум. Многие ходят чаще. За могилами родных надо следить. К году со дня смерти люди стараются установить на могилу памятник. При посещении кладбища могилу надо убрать, положить цветы, венки. Русских часто осуждают за оградки при могилах. В Европе их нет. Ну, что же делать? Такие мы индивидуалисты. Оградка охраняет могилу от посторонних. Я думаю, что нет ничего дурее, чем осуждать чужие похоронные обычаи. У нас, например, никто не осуждает обычай степняков Монголии оставлять трупы на съедение птицам или обычай не хоронить умерших, а держать их мумии дома и по торжественным дням усаживать собой за стол, как делают где-то в Юго-Восточной Азии.
И вот люди ходят и убирают могилы, и относят поминальные записки в церковь и ставят свечу, хотя это их расстраивает, хотя им это некогда, далеко ездить, не по силам, если они стары.
Почему они это делают? Таков суровый императив, вбитый в них культурой. Нельзя иначе.
Погребальные обычаи всегда были с людьми. Животные умерших не хоронят, человек - хоронит. Эта та грань, что отличает людей от животных. Считается, что животные не понимают, что их сородич умер. Это не так. Некоторые воют, большинство уходит подальше.
Почему человек стал хоронить? Хорошо, пусть раньше он верил, что покойный все видит, все слышит, может навредить, а может и защитить, а теперь почему мы соблюдаем все эти обычаи?
Я думаю, что в первую очередь погребальный обряд возник из-за уважения человека к человеку и к человеческой жизни. Представьте себе самую первую человеческую общину. Их было очень мало, и они ценили друг друга. Каждая смерть была для них трагедией. В самых древних захоронениях мы находим маленьких детей. Иногда они похоронены роскошно. И это при чудовищной детской смертности! Они не могли к ней привыкнуть, с ней смириться. Вот тогда и началась человеческая культура - с уважения жизни каждого. Это позволило людям выжить и заселить всю Землю. Да, конечно, всегда был вопрос, кого считать человеком. Соседнее племя уже за людей не считалось. Но рамки для тех, кого можно было считать людьми, все время расширялось.
Обратите внимание, насколько погребальный обряд стал проще. А ведь раньше люди жили меньше и умирали чаще, но находили время для соблюдения всех тонкостей. Кто сегодня носит траур? А еще в начале 20 века были четкие правила на этот счет: кто по кому и сколько должен носить траур. Был строгий траур и полустрогий. А выражение скорби? Раньше разрывали одежды,царапали лицо, брили голову, не брили бороду, брили половину головы, выли над гробом, бросались в могилу, были специальные плакальщицы. Еще недавно так вели себя в русских деревнях - теперь ничего этого нет. Считается приличным, наоборот, «держать лицо»: «Возьми себя в руки», «Держись», «Плакать вредно», "Надо жить дальше", "Подумай о детях", "Подумай о себе". Возможно, это связано с тем, что людей стало слишком уж много. Нет нужды поддерживать древние обычаи. Посмотрите: на Западе люди все чаще завещают сжечь свой труп, а прах развеять. Может быть, это еще и потому, что они прекрасно знают, что никто не будет ходить на их могилу?
Вот так на наших глазах меняются обычаи, и, по-моему, не в лучшую сторону.
Первая часть идеологизмов -
http://uborshizzza.livejournal.com/712718.html Вторая часть идеологизмов -
http://uborshizzza.livejournal.com/713152.html