Фильм «Обитаемый остров», часть 2

Jan 04, 2010 12:39


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Вчера зомбоящик в рамках усиленного новогоднего телепоказа осчастливил россиян второй частью «Обитаемого острова».

Первая часть прошла в кинотеатрах немного больше года назад. Ей предшествовала очень активная рекламная компания, фильм широко обсуждался, а вот вторая часть, показанная прошлой весной, прошла незамечено. Фильм канул в Лету почти без булек и брызгов, и я, как и почти все, на него просто не пошел.

Но после просмотра второй части должен справедливости ради заметить, что фильм «Обитаемый остров» представляет из себя загадку. Просто удивительно, до чего вторая часть хуже первой.

Ситуация, когда вслед за отличным фильмом выходит слабое продолжение, увы, не нова, но и схема понятна - после кассового успеха решают срубить еще бабла, придумывают продолжение… Часто меняется режиссер. Но здесь - обе части снимались по одной вещи, одновременно, и лишь ради коммерческого успеха вторая часть была задержана с выходом в прокат. Впрочем, с этим тоже пролетели.

Во второй части стала очевидна неудача с выбором исполнителя роли главного героя. В первой части красивый мальчик ходил с блаженной улыбкой идиота, изображая благополучного чужака, не врубающегося в ситуацию. Во второй части бедолаге пришлось играть тяжелые морально-этические переживания, что выражалось в мучительном наморщивании лобика.

Удачей первой части была шикарная работа декораторов. Во второй части съемки были по большей части на пленере, а в сценах в помещениях никаких новых «фишек» не было.

Но самый большой провал был, ИМХО, с режиссурой. Первая часть косила под отечественное авторское кино, всякие там «Зеркало», «Солярис», «Сталкер»… У меня есть подозрение, что ко второй части производителям пришла в голову мысль продать этот фильм на американский рынок и сильно на этом разбогатеть, отчего в фильм была вставлена серия обязательных гонок на автомобилях, драк с летающими по воздуху людьми типа «Матрицы», и несуразных масштабных сцен с грубыми спецэффектами. Ну и получилось ни то ни се, как от скрещивания ежа и ужа.

Но самый главный недостаток второй части - это потрясающая халтура. Такое ощущение, что делали по принципу «и так сойдет». Между тем кинофантастика - жанр чрезвычайно деликатный, не терпящий небрежности. Зритель спокойно примет, если ему расскажут, что в мире живут супер-пупер волшебники, или что из дыры между мирами прилетели драконы, или что в людей стали вселяться монстры, сжирающие их изнутри - все это лишь часть правил игры. Но вот нестыковки в деталях зритель не простит.

В книге Колдуном был странный мужик, который сам вроде не говорил, но за него говорила сидящая у него на плече ворона. В фильме Колдун - странное ребенкообразное лысое создание с заросшим ртом. Рта у него нет, чтобы было понятно, почему он отвечает прямой мыслеречью. Извиняйте, конечно, но первая мысль - это как он ест? Жопой, что ли?

Или - в фильме бабец главного героя хранится до лучших времен в прозрачном саркофаге в замороженном виде. Очень красиво - мордашка в инее. Опять же намеки на Спящую красавицу. Главный герой вытаскивает из системы жизнеобеспечения мороженую тушку - и она оттаивает и сразу начинает крутить амуры. Каждый, покупавший в магазине мороженных кур, в этом месте закричит «не верю» голосом Станиславского.

Даже когда речь идет просто об изобразительном ряде - и то происходящее не убеждает. Например, попали герои на ужжжжасную Белую Субмарину. Стоит она там, уже давно подбитая, заметно проржавела, людей внутри нет - но свет в коридорах горит, из труб пар идет, заспиртованные младенцы в банках со спиртом плавают… На кнопочку нажмешь - телевизор включается, записанные сцены зверств проигрываются. Кстати - в книге Максим выясняет, что зверства в этих Белых Субмаринах много больше, чем то, с чем он сталкивался раньше, и связываться с ними нельзя. Здесь же все эти зверства как-то не впечатляют.

Ладно: колдуны, мутанты, выродки, пси-излучатели, нехорошие правители - переживем, но логика-то быть должна? Например, одна из сцен в конце фильма, которая, по мнению создателей, должна быть крайне выразительна - необъятное свежее военное кладбище до горизонта, одинаковые пирамидки-надгробия, один из них - Гаала, рядом с ним по рыдает женщина с ребенком. Начинаешь прикидывать. Это, значит, жертвы неудачного танкового прорыва на территорию сопредельного враждебного государства. С момента гибели прошло дня два. Государство проигрывает войну, хаос, но все жертвы аккуратно собраны, вывезены и захоронены. Кстати - большинство погибло от взрыва атомных мин, что там после этого опознать и хоронить? И вообще - больше у правителей дел нет, чем штрафников-смертников хоронить с почетом?

Также нет ответа на вопрос, почему это Странник постоянно срывался с места и уезжал, даже не оставив контактного телефона, из-за чего в его отсутствие все рушилось и шло прахом. По бабам, что ли, ходил? Нет, ну все-таки?

Есть и другие любопытные мелочи. Например, в книге в государстве, на которую было осуществлено нападение, было двоевластие двух враждующих хунт, и каждая из них обвиняла другую в том, что именно из-за нее эта война и началась. В фильме этот колоритный момент был выброшен. Почему? Нет ли в этом, как пишет в таких случаях один активный Интернет-комментатор, скрытого антисемитизма и гомофобии? На что они намекают? На что они боятся намекнуть?

Так что если Вас кинопроцесс интересует с профессиональной точки зрения, то посмотрите обе части «Обитаемого острова» - крайне поучительно. А если кино для Вас - отдых, то вторую часть не смотрите.

Критика

Previous post Next post
Up