47 верных самураев

Jan 17, 2010 21:46


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Сейчас в музее изобразительных искусств - выставка японских гравюр «47 верных самурая». Больше всего я тащусь от жизнеописания героев, точнее, от морально-этической оценки их деяний.

Кончилось посещение покупкой дорогущего каталога, но, ИМХО, он того стоит.

Предыстория такова. Эти 47 самураев (точнее, 46 - потом к ним присоединился зять одного из них) служили у своего господина Асано Такуми-но ками Нагонори из Ако, которого погубил с помощью интриг другой вельможа, Кира Кодзукэ-но Сукэ Ёсинако из Эдо. Он добился, чтобы их сёгун его казнил. Имущество Асано конфисковали, а его самураи могли или совершить харакири или стать ронинами, т.е.самураями без господина. Но они выбрали третий путь - путь мести. Через год и девять месяцев, 1 февраля 1702 года, они напали на Кира, и несмотря на то, что его самураи их значительно численно превосходили, победили, отрезали Кира голову и унесли на могилу Асано. Сами же удалились в монастырь и стали ждать решения сёгуна. Он должен был их казнить, что считалось позорной смертью. Но их героизм так восхитил все японское общество, что сёгун разрешил им совершить харакири. Они стали героями нации, о них написали и поставили пьесу, которая идет до сих пор, нарисовали эти гравюры(Утагава Куниёси, 1 половина 19 века). Хочу ознакомить читателей с ними не столько из-за самих гравюр, сколько из-за прилагающихся к ним историй.

Итак, для начала:




Гэндзо блестяще владел копьем, в отточенности мастерства превосходил прочих. Любил выпить, и постоянно -днем и ночью-от него шел винный дух. К рукояти меча он привязывал бутыль сакэ емкостью 1 сё<1,5л> и ходил с ней повсюду. Но, имея склонность к выпивке, в еде соблюдал простоту и был бережлив. Одевался в простые одежды, роскоши чуждался. По характеру был прямодушен.
После падения клана Ако он поселился в главной резиденции хондзё в квартале Хая-тё. Ни на минуту не забывая о милостях господина, ежемесячно в день его смерти он воздерживался не только от еды. но и от любимого сакэ и, предаваясь печали, лил слезы. Испытывая горькое чувство досады, мучительно сожалел <о потере господина>.
Однажды его навестил Фува Кацуэмон и сказал: «В театре кабуки идет пьеса, в ней рассказывается о том, как у нашего господина в ставке сегуна дело дошло до кровопролития. У пьесы интересный сюжет. Она пользуется успехом. Надо пойти посмотреть». Гэндзо тотчас же присоединился к нему, и они отправились смотреть пьесу с участием Такэнодзё. Когда увидели они, как была представлена история, их обуял нестерпимый гнев, они стали поносить директора труппы Ханаи Сайсабуро и, побив его, заставили пьесу переделать. Когда доложили об этом Обоси, он укорил их: тот, кто преследует великую цель, должен быть осмотрительным.
Случилось же все это, собственно говоря, не столько потому, что всей душой они были преданы <памяти господина>, сколько под влиянием вина.

(На рисунке изображен сидящим на поваленном элементе театральных декораций. Пассаж о простоте одежды означенного господина понравился мне особенно сильно. Прим. ред)




Ростом Масатанэ был более 6 сяку (более 180 см. - Прим. авт.), характером горяч и резок, силен и крепок. Любил воинские искусства, а что касается фехтования, то глубоко постиг секреты мастерства стилей Курама-рю и Синторю, также был искусен в суэмонокири. Жена некоего торговца бумагой из нижнего города стала прелюбодейкой, тайно завела себе любовника. А это Масатанэ всегда ненавидел. Неожиданно развратница заболела и умерла. И вот, вспомнив, какая она была тучная и широкая в кости, Масатанэ подумал: «А что если на ней мне сделать суэмонокири?» Отправился на кладбище, выкопал труп и с наслаждением изрубил ее: на мелкие куски. Торговец бумагой сообщил властям об этом чудовищном деле, поступок Масатанэ вышел наружу и был признан недостойным звания самурая. Поневоле господину Ако пришлось отпустить его на все четыре стороны. Так он навлек на себя немилость и пустился бродяжничать. Впоследствии, прослышав о несчастье в Ако, он взял с собой свои оружие и доспехи и примчался к ронинам даймё Ако, собравшимся в его замке. Однако Обоси сказал, что раз он находится в опале, то приехал напрасно. На это Масатанэ ответил, что он заслужит прощение в царстве мертвых. Он уже готов был умереть, но в этот момент Обоси посвятил его в тайные замыслы, послал в Канто, и стал Масатанэ героем, которому не было равных.

(суэмонокири (сейчас называется тамэсигири) была официально разрешенной процедурой, позволена она была только в отношении казненных по приговору суда преступников, тогда как Масатанэ тайком вырыл и изрубил труп неосужденного человека. Сейчас термин «тамэсигири» используется для обозначения разрубания, в том числе спортивного. Прим. ред.)

картинки кликабельны

Previous post Next post
Up