В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Заседания Ученого совета Московской медицинской академии - мероприятия чинные и невыносимо скучные. Голосование за избрание по конкурсу в стиле «одно место - один человек», несколько объявлений и обязательный отчетный доклад. По ним обычно никто не высказывается, максимум - бросит реплику. Для большинства это малоактуально, а те, кто в теме, свое мнение высказывают в рабочем порядке. Однако на этот раз после доклада начальника Лечебного центра народ сорвался с катушек. При чем ни к докладу, ни к начальнику претензий не было - просто заведующих лечебными кафедрами достало.
Работа преподавателя высшей школы (особенно - профильных кафедр) отличается от работы учителя тем, что препод должен рассказывать студентам то, что он сам только что открыл. А преподаватели лечебных кафедр еще и должны лечить больных и показывать студентам, как это нужно делать. Так что работать там должны трехголовые змеи-горынычи. Это было отражено и в их контрактах, в которых было указано, что они должны также вести лечебную работу.
Все это - не отечественные выдумки, а мировой стандарт. Если вы вспомните сериал о работе американской скорой помощи или что-то аналогичное, то там врачам постоянно мешают путающиеся под ногами студенты, а сами врачи участвуют в научных программах.
Однако медицинская наука требует соответствующего оборудования. Полное (полное!!!) отсутствие финансирования научной деятельности преподавателей вузов Минздрав компенсировал, обязав всех писать ежеквартальные отчеты о научной работе с указанием количества опубликованных статей в научных реферируемых журналах (иностранных - отдельной строкой). Казалось бы, с лечебной работой все должно обстоять нормально - люди просто бесплатно работают - но не тут-то было.
Вначале из контрактов предподов-лечебников исчезла строка о ведении лечебной работы. Потом всем предложили определиться, кто они - врачи или преподаватели. А далее - все новые и новые указания и инструкции, разъясняющие, что согласно уставу лечить может только соответствующее должностное лицо, то есть лечащий врач.
Особенно густопсовым абсурдом это выглядит дли лечении тяжелых и редких болезней. Например, в одной из наших клиник сейчас аж 19 больных с гранулематозом Вегенера. Что делать с этой редкой гадостью, знают не «рядовые» лечащие врачи, а специалисты, и скорее всего - профессора или научные сотрудники. Однако по современному законодательству они не то что лечить - подойти к больному не могут. В консилиумах участвовать не могут. Оставить свою запись в истории болезни не могут.
В результате приходится выкручиваться. Как изящно сформулировал академик Мухин: «У нас профессор всегда найдет кого-нибудь, чтобы зафиксировать в истории болезни свое мнение». В клиниках, принадлежащих ММА, этот вопрос обычно решается так: преподавателям по совместительству дают четверть ставки врача, а врачам - четверть ставки преподавателя. Но вот у кафедр, находящихся на базах городских клинических больниц, положение плачевно. Они ютятся как приживалы, их с трудом терпят. Своей материальной базы у них нет, учебных комнат больницы им чаще всего не дают, так что студенты учатся в коридоре. В соответствии с существующей нормативной базой студенты подойти к больному не имеют права, и во многих больницах им действительно только и разрешают заглядывать из коридора в палаты - так больничному начальству спокойнее.
Главный в больнице - главврач, обычно - решительный кандидат мед.наук, и любые выяснения отношений с академиками и профессорами, заведующими кафедрами, кончаются на уровне «а ты кто тут такой?»
Причина подобной ситуации, увы, понятна. В минздраве (минздравсоцразвития) заправляют не врачи, которые в силу своей сути стремятся лечить людей, а бешеные бабки Клара и Дора юристы и экономисты. Одни, ничего не понимая в сути работы, решают, на что и сколько денег давать, а другие вместо того, чтобы приводить нормативную базу под потребности жизни, пытаются жизнь втиснуть в свое понимание происходящего. А понимание у них очень простое: «как назвали, так и работай» и «как бы что не вышло».