В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Прочесть этот материал на сайте, используя дополнительные возможности управления показом режиссер Тим Бёртон; сценарий Линда Вулвертон, Льюис Кэрролл ; оператор Дариуш Вольски ; композитор Дэнни Элфмен
В ролях: Джонни Депп; Миа Васиковска; Хелена Бонем Картер; Энн Хэтэуэй; Криспин Гловер Мэтт; Стивен Фрай.
Фильм основан на одноименной сказке Льюиса Кэрролла и её продолжении «Алиса в Зазеркалье». Как известно, Алиса была в волшебной стране дважды в возрасте 7-ми лет. Но она забыла свои приключения, а то, что помнила, сочла сном. В фильме Бертона Алисе Кингсли уже 19 лет, но она больше похожа на своенравного подростка, чем на взрослую девушку. Ей нравится думать о невозможных вещах, иметь свое мнение, одеваться по-своему. Наступает торжественный день в ее жизни: ей должны сделать предложение. Она приезжает на торжественный прием в честь этого события. Этот брак был обговорен давным-давно ее отцом и его компаньоном лордом Эскотом. После смерти отца Алисы, который занимался торговлей с далекими странами, компаньон выкупил предприятие, разбогател. Он считает себя обязанным этой семье. Но Алисе вовсе не нравится ее жених Хэмиш. Он совсем не похож на отца - некрасивый, глупый, но спесивый.
Сестра и мать уверены, что она должна принять предложение. Сестра ставит ей в пример свое удачное замужество. Но Алиса видит, что муж сестре изменяет и не очень-то стремится это скрыть. Будущая свекровь - очень неприятная женщина, деспотичная, вздорная, она напоминает Красную королеву из первого путешествии Алисы. А тетушка - полусумасшедшая старая дева - напоминает Белую королеву из второго путешествия. Две сестры-близняшки, Алисины подружки, похожи на близнецов Труляля и Траляля из «Алисы в Зазеркалье». Нет, не внешне - они прехорошенькие, а тем, что говорят хором. Таким образом, Алиса живет в окружении героев своих забытых путешествий. И в тот момент, когда Хэмиш делает ей предложением на глазах всех гостей, она убегает в сад и видит белого кролика с часами. Алиса бежит за ним и проваливается в кроличью нору, как в детстве.
И вот она летит вниз, пролетая мимо знакомых предметов: рояля, полок, посуды. Раз - и Алиса в комнате, выйти из которой можно только уменьшив свой рост. Далее события частично совпадают с историями из первой книги, частично - с историями из второй книги, частично - это новые события. Больше всего похоже все же на «Хроники Нарнии», потому что волшебное королевство в беде и девочка из реального мира должна его спасти.
Власть в королевстве захватила Красная королева (Хелена Бонем Картер). Это карлица с огромной головой в виде глобуса и страдающими живыми глазами.
Она всем рубит головы, окружает себя уродами, но любит Червового валета, который все же не урод, хотя и подлец. Население ее ненавидит, зовет «Красной ведьмой» и мечтает, чтобы на трон вернулась Белая королева (Энн Хэтэуэй). Белая королева - престранная особа. Она варит жуткие зелья из пальцев утопленников и прочей гадости, как-то оговаривается, что ее сестра предпочитает повелевать живыми. Т.е. сама она - повелительница мертвых? Но этот мотив развития не находит. В общем - Красная королева - воплощение абсолютного зла, а Белая - абсолютного добра, но разница между ними не велика. Не зря они сестры. Но вот почему настоящие уроды (Шляпник, Мартовский заяц, близнецы-толстопузы) предпочитают Белую королеву, а не Красную, которая их настолько привечает, что хитрые и корыстные люди нарочно изображают уродства, чтобы быть при королевском дворе (приставной нос, ухо, живот)? Это тоже неясно. Согласно хроникам королевства Алиса должна сразиться с Бармаглотом - летающим ящером, служащим Красной королеве, победить его и вернуть трон Белой королеве. Бармаглот взялся из стишка, бывшего в «Алисе в Зазеркалье»:
«Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О бойся Бармаглота, сын!
Он так свирлеп и дик,
А в глуше рымит исполин -
Злопастный Брандашмыг!
Но взял он меч, и взял он щит,
Высоких полон дум.
В глущобу путь его лежит
Под дерево Тумтум.
Он стал под дерево и ждет.
И вдруг граахнул гром -
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем!
Раз-два, раз-два! Горит трава,
Взы-взы - стрижает меч,
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч!
О светозарный мальчик мой!
Ты победил в бою!
О храброславленный герой,
Хвалу тебе пою!
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.»
Отчего жители чудесной страны решили, что сражаться с чудовищем должна Алиса, хотя сказано о светозарном мальчике - неизвестно. Но она справилась.
Брандашмыг тоже там был. Он похож на кота, только очень большой и страшный.
Алиса вначале не хотела ни с кем сражаться, но события сложились так, что ей пришлось. Она спасала своих друзей - в основном, Шляпника (Джонни Депп). Ну, а кто не стал бы спасать Джонни Деппа? Хорош, как всегда, хотя совсем на себя не похож.
Вообще, интересно, что остается от актера после всей этой технологии в 3D? Может, голос? Но у нас же дубляж. Вот написано, что Чеширского кота-мультяшку играет Стивен Фрай: в чем это выражается?
После победы Алиса вернулась домой, отказала жениху, но зато стала компаньоном его отца. Теперь она собирается торговать с Китаем, потому что это - огромный, неосвоенный рынок.
В общем, получился такой нравоучительный роман воспитания. У девушки с большим воображением была проблема выбора жизненного пути, которую она решила, вообразив, окружающих ее людей в фантастических обстоятельствах. Совершив героический поступок в Стране чудес, она сумела перевернуть свою жизнь.
Тривиально? Да.
Но у Льюиса Кэрролла и Тима Бертона были разные задачи. Если Кэрролл хотел развлечь милую девочку, рассказав ей сказку (из-за чего уже 2 столетия все судят-рядят: был он педофилом или просто любил детей), то Бертону надо заработать миллионы долларов. Он не может себе позволить игры со словами и неясными символами.
Главное в картине Бертона - это киношное воплощение волшебной страны и знаменитых персонажей. По-моему, это ему далось. Многих уже трудно будет представить не таким, как изобразил он. Там растут громадные мухоморы и летают маленькие кони-качалки с крылышками (Пегас-качалка). И главная героиня - Миа Васиковска - хороша. Похожа на Алису.
На мой взгляд, это не лучший фильм Бертона, но все равно неплохой, тем более с эффектом трехмерности. В конце появляется огромная синяя бабочка, вылупившаяся из куколки, в которую превратился Синяя гусеница (червяк), и кажется, что она садится прямо на руку зрителя.