Разлив нефти в Мексиканском заливе: торжество экономудизма

May 13, 2010 20:04


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам



В последнее время катастроф и потрясений хоть отбавляй, начиная с извержения исландского вулкана. Тут и финансовый кризис в Евросоюзе, включая фондовые пертурбации и греческие буйства, и взрывы на нашей шахте, и гробнувшийся самолет, и удивительно большое даже для Ирака количество пострадавших в терактах… Но еще один постоянный сюжет - это авария на нефтедобывающей платформе недалеко от побережья США.

Хотя нас бардаком, сопутствующим техногенным катастрофам, не удивишь, но что меня в этой аварии поразило - это последовавшая за ней паника и суматоха. После первоначальных воплей приходит известие - таки принято решение закрыть скважину, из которой хлещет нефть, специальным колпаком. Потом приходит известие, что попытка поставить колпак окончилась неудачей. Потом сообщают, что пришла гениальная идея заткнуть ее специальной резиновой заглушкой. Потом вроде раздумали. Теперь - идея поставить колпак, но поменьше…

Увы - многие производства связаны с риском аварии, даже если не нарушать правила эксплуатации. Но с элементарной инженерной точки зрения - если ты что-то такое делаешь, то продумай как возможные аварии, так и то, каким образом ты будешь их ликвидировать, так как если буровых установок много, то подобные аварии из случайности становятся неизбежностью. Значит - организуй аварийные команды, проводи учения, разрабатывай и размещай штатные средства борьбы с последствиями аварий, проверяй и инспектируй. А если производственный процесс связан с авариями, последствий которых ты не можешь предотвратить и контролировать - то вообще не лезь. Вот научишься - тогда и займись эксплуатацией.

Но царящая во время спасательных работ паника однозначно говорит, что никаких штатных средств не было, хотя «Бритиш Петролиум» - фирма старая, большая и солидная. Точнее - был этот дурацкий колпак, но на глубинах, подобных полутора километров, на которой и велась добыча, его никогда не пробовали.

Ну не может инженер так организовать работу. И тут надо вспомнить, что сейчас - не 19 век, а 21, и на производстве главный человек - не инженер, «человек умелый» (так, насколько помню, он расшифровывается с латыни), а финансисты-экономисты, то есть люди, витающие в финансовом астрале фьючерсов и конъюнктуры и не снисходящие до такой пошлой обыденности, как лопнувшая труба.

Сразу скажу, что к грамотным экономистам и финансистам, как и ко всем другим крепким профессионалам, я отношусь с большим уважением. Но одна из основных отличительных особенностей специалиста - это четко понимать, что он умеет делать, а что нет.

У Крылова есть одна басня, которую очень не любят включать в школьные сборники, как философу поручили сажать огурцы. Но он, вместо того, чтобы делать это пошлым образом, решил делать сие философски правильно, ходил меж грядок, что-то бормотал, вместо сева рисовал круги… И оканчивается басня закономерной моралью: «а философ - без огурцов!».

Должен сразу сказать, что басня эта - не о философе, а о мудаке. Философ бы заявил, что данная проблема не имеет отношения к философии, и решать ее должны другие специалисты.

Точно так же командиров производства, которые сейчас сплошь с экономическим образованием, экономистами назвать нельзя. Часто это - мудаки с экономическим образованием, которые, нихрена не понимая в деле, которым они командуют, дают руководящие указания из общих соображений. Их я дальше буду называть экономудаками.

Любимое дело экономудаков - экономить по мелочам на том, на чем экономить нельзя. Например, продать огнетушители.

Буйство экономудаков в России мы наблюдаем повсеместно. Благодаря их мудрому руководству многие предприятия просто разорились. Где, например, АЗЛК? Там сейчас только фильмы ужасов снимать.

Хотя результаты расследования аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и замылили, но масса интересного было выявлено: и экономия на ремонте турбин, и сокращение тех немногих, кто умел их в порядок приводить, при увеличении управленческого аппарата…

Собственно, даже когда речь идет о случайных катастрофах, то и тут выясняется, что без экономудаков не обошлось. Вот, например - история под Смоленском, где поляки гробнулись при заходе на аэродром. Ну, поляки - они такие поляки, но садились они на военный аэродро. Были сообщения, что диспетчеров набирали аврально. А гражданский аэродром? Так его экономудаки закрыли. Невыгодно, не окупается.

Однако, возвращаясь к исходной теме - видно, что процессы глобализации действительно глобальны. И засилие экономудаков - это не русская особенность, вроде белых медведей, которые бродят по улицам наших городов, играя на балалайке, а общий процесс.

Помимо катастроф экономудическое управление приводит к постоянным экономическим проблемам. Например, американцы в рамках космической программы потратили массу денег, чтобы восстановить технологии Сатурна-5. Причем так до конца это им и не удалось - новые носители по стоимости и грузоподъемности все равно резко уступают древнему Сатурну-5, на которых была осуществлена целая серия полетов на Луну. А почему бы просто не повторить уже отработанные решения? А нельзя - все чертежи и записи тех лет экономудаки продали на макулатуру.

Собственно, сейчас мы на пороге глобальных последствий деятельности экономудаков, в результате чего все политическое и экономическое мироустройство будет кардинально изменено. А произошло это потому, что экономудаки реализовали экономудическую идею перевода всего производства в другие страны, где это дешевле. И все, что им останется - это рисовать круги и бормотать под нос на бирже, надеясь, что от этого вырастут огурцы.

А пока нас ожидает чреда все более масштабных техногенных катастроф.


UPD Как справедливо заметил читатель, кроме экономудаков есть и экомудаки. Кстати - а прочему Грин-Пыс молчит? Где их страстные протесты?

Идеологические размышлизмы

Previous post Next post
Up