В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
У нашего блога есть одна традиция - иногда я пересказываю книги, которые показались мне интересными. Давно я этого не делала, но сейчас есть подходящий повод. Я прочла книгу Шломо Занда «Кто и как изобрел еврейский народ» и удивилась - насколько его мысли совпадают с моими. Мне тоже всегда казалось, что в официальной истории еврейского народа много нелогичного. Ну не может быть так, чтобы все уехали из Палестины 2000 лет назад! Не может быть, чтобы те, кто там все это время жил был неместным, а пришельцем, а те, кто приехали, например, из СССР - коренными жителями. Не может быть, чтобы евреи -ашкенази и евреи из Африки были одним народом. Они совсем не похожи! Но почему-то считается, что все так и есть. И вот книга, в которой автор задает себе те же вопросы. Он - историк, он еврей. Он житель Израиля. Попробую воспроизвести его мнение на этот счет.
Введение.
Автор рассказывает историю нескольких израильтян - именно так он предпочитал бы называть граждан Израиля. И это принципиальный момент. Занд считает, что это бы уравняло палестинцев, евреев и иудеев, тех, кто волею судеб попал в Израиль с родными-евреями, тех, у кого еврейские корни по отцовской линии, тех, кто хотел бы жить в Израиле по другим соображениям, и было бы справедливо.
Шолек родился в Лодзе в 1910 году. Он отказался от веры своих предков, стал атеистом и польским коммунистом. В 1939 году он оказался в СССР. Там он скрыл, что является коммунистом, т.к. боялся репрессий, а представился еврейским беженцем, бегущим от фашистов. В это время СССР был единственным государством, предоставляющим еврейским беженцам убежище. Его отправили в Узбекистан. А вот его еврейская родня (мать, невестка), оставшиеся в Польше, погибли в немецких концлагерях. В 1945 году Шолек с двумя детьми вернулся в Польшу. Но поляки продолжали вытеснять евреев, и он оказался в лагере для перемещенных лиц в Баварии. Там он встретил одного из своих братьев - пламенного сиониста. Но Сохнут почему-то переправил брата в Монреаль, а Шолека, который стал Шмулем, в Израиль. Шолеку никогда не нравился Израиль, он так и не привык к его климату, он любил Польшу. Он так и остался атеистом, хотя в графе «религия» его метрики значилось «еврей», потому что в 60-х годах была введена обязательная религиозная идентификация. Над его могилой друзья пели «Интернационал». Шолек - это отец автора.
Бернардо родился в Барселоне и считал себя даже не испанцем, а каталонцем. Он был за отделение Каталонии от Испании. По своим политическим взглядам он был анархистом, в бога не верил. При Муссолини он уехал во Францию, а в 1948 году сел на корабль, везущий репатриантов в Хайфу, потому что ему хотелось жить в кибуце. Прямо с корабля он был отправлен на бой в Латрун. Сразу после этого он устроился в кибуц, где женился на еврейке. В то время раввины еще не задавали лишних вопросов. Но потом начались сложности с его регистрацией. Он сказал чиновнику, что по национальности он каталонец, а по религии - атеист. В результате у него было удостоверение личности, где в графе национальность и религиозная принадлежность было написано «каталонец». В Израиле Бернардо стал Довом. Он похоронен в Кибуце. Дов - тесть автора книги.
Махмуд родился в 1945 году в Яффе. В разгар боев в 1948 году его семья не сбежала в Газу, и они получили разрешение остаться жить в своем доме, но не получили гражданства. Но таких арабов в Яффе осталось очень мало. В их квартал приехали евреи-иммигранты, которые не принимали его в свою среду. Пытаясь как-то интегрироваться в еврейское общество, Махмуд вступил в компартию. У него там был друг еврей. Но друга призвали в армию, а Махмуда - нет. Из армии друг вернулся другим человеком. Их дружба закончилась. Махмуд уехал в Стокгольм. Там и живет. Тот еврей, что в молодости дружил с Махмудом, был Зандом.
Другой Махмуд родился в 1941 году в деревушке под Акко. Она была стерта с лица земли. Семья Махмуда тайно перебралась в Галилею, к родным в деревню Джедид. Для таких людей в Израиле придумали специальный термин: «присутствующими отсутствующими», что означает беженцев, оставшихся в Израиле. Потом семья поселилась в Хайфе. Махмуд стал поэтом. Он написал стихотворение:
«Записывай:
Я араб
Мой номер удостоверения пятьдесят тысяч
Число детей восемь
Кончится лето - появится девятый
Ты недоволен?!»
Его не раз арестовывали. Один раз он подружился с еврейским солдатом, которому понравились его стихи. Солдат потом уехал в Париж. Потом и Махмуд уехал в Европу, потом вернулся. Он стал символом палестинского сопротивления. Но ему разрешают жить только в Рамалле. Только на похороны отца ему позволили на один день въехать в Израиль. А солдат, друживший с Махмудом, тоже вернулся в Израиль, но его приняли с распростертыми объятиями. Это солдат был автор книги Занд.
Жизель родилась в Париже. Ее отец был евреем, чем Жизель очень гордилась. Она носила еврейскую фамилию и мечтала быть похожей на свою еврейскую бабушку. В 17 лет она стала сионисткой. Жизель стала посещать курсы иврита. Она решила переехать в Израиль. Но ей сказали, что она имеет право на «корзину абсорбции», но еврейкой будет считаться только, если пройдет гиюр. Но Жизель всегда считала себя еврейкой! Она спросила чиновника, который ей это объяснил, является ли тот верующим. Он ответил, что нет. Тогда она спросила, почему же один нерелигиозный человек, считающий себя евреем, требует от другого нерелигиозного человека, считающего себя евреем, проходить гиюр, т.е. становиться иудеем? Чиновник объяснил ей, что таков закон, по которому ее отец не имел права жениться на ее матери. Жизель поняла, что она - незаконнорожденная. Это отвратило ее от идеи перебраться в Израиль. Она попрощалась со своим учителем иврита, которым был Шломо Занд.
Лариса родилась в Сибири в 1984 году. В 90-х ее родители эмигрировали в Израиль. Она училась в школе, говорила на иврите. А в 16 лет Лариса выяснила, что не может считаться еврейкой, потому что ее мать - русская. Она стала скрывать этот позорный факт. В армию ее, тем не менее, взяли. После армии она стала учиться в Тель-Авивском университете. Лариса решила считать себя израильтянкой. С этой идей она обратилась к своему преподавателю истории, который и был Шломо Зандом.
Так все эти встречи заставили Шломо Занда написать книгу.
автоном
http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=813