В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Окончание. Начало :
http://uborshizzza.livejournal.com/937632.html Таким образом, вся эта политическая возня только оформляла сложившееся фактическое положение в экономике. Под шумок государственную общенародную собственность приватизировали.
Это очень интересные факты, потому что они тогда не освещались в СМИ. Тогда много говорили о кооперативах. Уже в 1987 г. было образовано около 14 тыс. "новых" производственных, торговых и сервисных кооперативов с числом занятых более 200 тыс. чел. С принятием 26 мая 1988 г. Закона СССР "О кооперации в СССР" начался относительно кратковременный бум кооперативного сектора. В 1990 г. в СССР действовало уже 245 тыс. таких кооперативов, совокупная доля которых в ВНП составляла 6,1%. Вместе с тем, эта цифра - 245 тыс. - составляла лишь 59% от общего числа зарегистрированных кооперативов.
Этот закон явился правовым нововведением, которое дало заметный толчок развитию негосударственного сектора экономики, а в правовом плане, по крайней мере, формально, поставило кооперативы (иными словами, групповую собственность) в один ряд с государственными предприятиями и ввело регистрационный принцип их создания.
Однако ожидаемого в то время социально-экономического эффекта - насыщения рынка товарами и услугами, экономии материальных ресурсов, вовлечения в производство личных средств населения, развития вторичной занятости, стимулирующей конкуренции госсектору - эта форма, как и легализация индивидуальной трудовой деятельности, не принесла.
Но одновременно происходили другие процессы.
Гражданский кодекс РСФСР в гл. 27 «Имущественный наем» регулировал правоотношения, связанные с арендой, и не предусматривал возможности заключения договоров аренды с правом выкупа.
23 ноября 1989 г. были приняты Основы законодательства СССР об аренде N 810-1, которые более подробно регулировали арендные отношения.
Основы законодательства об аренде предусматривали возможность применения аренды во всех отраслях народного хозяйства, в отношении имущества всех форм и видов собственности. К объектам аренды относились: земля и природные ресурсы, предприятия (объединения), организации, структурные единицы объединений, производства, цеха, иные структурные подразделения предприятий, организаций как единые имущественные комплексы производственных фондов и других ценностей; отдельные здания, сооружения, оборудование, инвентарь, инструмент, другие материальные ценности. Однако на практике в основном в аренду передавались предприятия в целом либо их отдельные подразделения. Передача в аренду, в особенности с правом выкупа, отдельных зданий и сооружений не была распространена. Законодательно был определен ряд ограничений, устанавливающих запрет на сдачу в аренду предприятий во многих отраслях промышленности.
В качестве арендодателя могли выступать собственники имущества, а также органы и организации, уполномоченные собственником сдавать имущество в аренду. Государственные предприятия были вправе самостоятельно сдавать в аренду имущественные комплексы, отдельные здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, находящиеся в их полном хозяйственном ведении или оперативном управлении. Согласно ст. 6 Постановления Верховного Совета СССР «О порядке введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде» до принятия и введения в действие Закона «О собственности в СССР» полномочия по заключению договоров на сдачу в аренду государственных предприятий (объединений), организаций, структурных единиц объединений были предоставлены государственным органам, уполномоченным на это Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик.
Основы законодательства об аренде были первым нормативным актом, предоставившим арендатору возможность выкупа арендованного имущества. Согласно ст. 10 Основ законодательства об аренде условия, порядок и сроки выкупа должны быть определены в договоре аренды. Выкуп осуществлялся путем внесения арендатором арендодателю всей арендной платы со стоимости сданного на полный амортизационный срок имущества, а также путем возмещения ему арендных платежей с остаточной стоимости имущества, аренда которого прекращена до завершения амортизационного срока. Согласно ст. 16 Основ трудовой коллектив государственного предприятия (объединения) или структурной единицы объединения мог образовать организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия.
Арендное предприятие могло быть образовано только по решению общего собрания трудового коллектива. После принятия решения об образовании арендного предприятия организация арендаторов совместно с профсоюзным комитетом должна была разработать проект договора аренды и направить его для согласования государственному органу, уполномоченному сдавать в аренду государственные предприятия. Если арендное предприятие создавалось на базе имущества не всего предприятия, а его подразделения, то такое предприятие могло быть образовано только с согласия соответствующего предприятия, которое заключало договор аренды, т.е. выступало арендодателем по договору. Споры, возникавшие при заключении договора аренды государственного предприятия, подлежали рассмотрению государственным арбитражем. После подписания договора аренды и передачи имущества организация арендаторов приобретала статус арендного предприятия. Права и обязанности юридического лица арендное предприятие приобретало после государственной регистрации в соответствующем исполкоме Совета народных депутатов по месту своего нахождения. Арендное предприятие являлось правопреемником всех прав и обязанностей государственного предприятия, взятого им в аренду.
Однако приобрести право аренды государственного предприятия могли не только трудовые коллективы самих предприятий. Основы предусматривали возможность проведения конкурсов на аренду государственных предприятий и их имущественных комплексов.
Конкурс проводился по решению государственного органа, уполномоченного сдавать в аренду государственные предприятия. Право на участие в конкурсе предоставлялось не только трудовым коллективам предприятий (структурных подразделений), но и смешанным коллективам, в которые могли входить работники, не занятые на данном предприятии, группы граждан, объединившихся с целью аренды данного предприятия, другие государственные предприятия, кооперативы и общественные организации. Для участия в конкурсе указанные коллективы должны были образовать организацию арендаторов в установленном порядке. Однако преимущественное право на получение в аренду государственного предприятия сохранялось, при прочих равных условиях на конкурсе, за их трудовыми коллективами.
К 1990 году на основе аренды с правом выкупа и полного хозяйственного ведения действовало подавляющее большинство предприятий в СССР. Первое сообщение о законопроекте об общих началах разгосударствления и приватизации предприятий было сделано на заседании Верховного Совета СССР в апреле 1990 года. Предусматривалось, что главной формой передачи станет аренда с правом выкупа, участники которой должны будут декларировать свои доходы, а главным подходом - акционирование. Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 года было утверждено Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Первым документом нормативного характера, регулирующим акционерные отношения в России, стало Постановление Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990г., № 601, которым было утверждено Положение об акционерных обществах.
Закон СССР «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий» имел прямое действие по отношению к предприятиям, относящимся к собственности Союза ССР. Для остальных государственных предприятий определялись лишь принципы их преобразований. Закон был ориентирован на выкуп предприятий в собственность трудовыми коллективами.
Работа над принятием союзного закона о приватизации велась одновременно с подготовкой аналогичного закона РСФСР, который был принят на два дня позже закона СССР - 3 июля 1991 года. Но к тому времени жизни СССР осталось всего ничего. А закон о приватизации для РСФСР действовал до 1997 года.
Итак, как вы видите, главным законом, изменившим нашу жизнь, стало изменение положения об аренде предприятий 1989 года. Само положение об аренде сохранилось в законодательстве с 20-х годов. Вот и пригодилось. Т.е. КПСС собиралась сама провести антисоциалистические реформы, но ей не дали. Большие деньги привели к большим конфликтам, КПСС не удержала власть, страна развалилась А ведь наверняка хотели как лучше. Тогда считалось, что хозяин будет лучшим хозяином, чем государство.
Но вышло все не так, как думали.