Ювенальная юстиция

Jun 26, 2010 22:58


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (За жизнь)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Стали много говорить про ювенальную юстицию. Этот страшный зверь, родившийся на Западе, пришел к нам. Все публикации, которые я видела, отрицательные. Тем не менее ее вводят, как картошку при Екатерине II. Мне это кажется интересным. Возможно, ювенальная юстиция - это один из элементов будущего мироустройства.

У ювенальной юстиции несколько аспектов. В самом общем виде - это система мер, направленная на предотвращение преступлений самих детей и подростков и на предотвращение преступлений против детей и подростков. Тут есть и особый порядок расследования и прохождения в суде дел, касающихся таких преступлений, особенностей наказания за эти преступления и много других аспектов. В нашей стране внимание обращено именно на эти другие аспекты. За что и как будут судить оступившихся подростков, мало кого интересует. А вот те меры, что направлены на контроль за тем, как родители исполняют свой родительский долг, вызывает всеобщее возмущение. «Государство не должно лезть в семью!» - таково общественное мнение.

Вот в этом и содержится корень проблемы. Итак, имеет ли право государство вмешиваться в дела семьи? Хочется сказать - нет. А если в этой семье совершается преступление? Тогда другое дело. А как узнать, совершается там преступление или нет? Значит, надо следить. Теперь второй вопрос: что считать преступлением против ребенка? Можно, конечно, сказать, что на это есть УК, где все преступления прописаны. Это убийства, побои средней степени тяжести, изнасилования, оставление в опасности. С этими преступлениями все более-менее понятно. Плюс к этому еще считалось, что преступлением против детей будет приобщение детей к сексу, то, что детей заставляют работать (в том числе, попрошайничать), то, что их не водят в школу. Этим занимаются уже не органы охраны правопорядка, а социальные службы. Они также следят, чтобы родители кормили детей, одевали их, чтобы дети жили в приемлемых условиях. Вот здесь и начинаются противоречия. Очень по-разному можно понимать степень приемлемости условий. Кто-то скажет: «Да, я кормлю детей редко и плохо, они дурно одеты, и у нас нет своего угла, но я и сам так живу. Почему мои дети должны жить не так, как я? Зато я их люблю» Еще не так давно такие доводы казались очевидными. Дети бедняков жили бедно, и никто этому не удивлялся. Но в Великобритании нищих и безработных отправляли в работные дома, а детей у них отбирали и отдавали в приют. С начала 20 века у бедняков отбирали детей и отправляли их в Австралию, В приюты. Хотели таким образом улучшить демографию в колониях и избавиться от бедных внутри метрополии. Собственно, оттуда все и пошло.

Теперь есть мнение, что дети - это особый сорт людей, и они не должны терпеть лишения, если им попались незадачливые родители. У детей должен быть шанс - вот их забирают у плохих родителей и отдают тем, кого считают хорошими родителями. Возражения тут те, что свои родители в любом случае лучше. Но, думаю, что все согласны в этом в отношении себя и не согласны в отношении многих других людей.

Ребенок - это человек, который должен иметь жизненные стандарты не ниже средних.

Если социальным службам позволили диктовать родителям жизненные стандарты для чужих детей, то почему бы им не пойти дальше? Известно выражение, что все хотят чужих детей воспитывать. Социальные службы тут вне конкуренции.

Воспитание детей - очень сложная проблема. Казалось бы, все животные умеют воспитывать своих детенышей, почему же человек тут исключение? На это есть тот ответ, что животное всегда живет в одних условиях, а условия жизни человека меняются от века к веку. Волк всегда учит волчонка охотиться, а вот ребенка уже давно не надо учить охотиться. Вот и мудрят все время: чему учить и как учить. Увы, но обучение - это всегда принуждение. Но в наше время почему-то решили, что можно и должно учить без принуждения. Причем, как это делать, не рассказывают, но принуждать запрещают. А как учить, как воспитывать? Дети хотят играть и делать то, что им приятно. Как им внушить понятие долга, необходимости порядка, работы? А вот как хотите, но чтобы без наказания, без неодобрения и только если ребенок этого хочет.

Ребенок - это такой человек, который не должен делать ничего, чего бы ему не хотелось.

Это прекрасно и гуманистично. Но до каких лет ребенок - это ребенок? До каких лет им занимается ювенильная юстиция? До 18?

Представим теперь, что ребенок, которому до 18 лет, совершил преступление. Любое: украл, избил, изнасиловал, убил. От 14 до 18 лет это уже вполне возможно, но возможно и ранее. Так тут у нас сюрприз: его нельзя наказывать. Можно только поместить в интернат, да и то уже не везде и не всегда.

Ребенок - это такой человек, которого нельзя наказать ни за какое преступление.

Хочу быть ребенком! Но вот ребенку исполнилось 18 лет, и теперь он должен выполнять свой долг, отвечать за себя и за свои поступки. Интересно, как он сможет это сделать, если его этому не учили, если родителям под угрозой разлучения с ребенком и тюремного наказания запрещено было его этому учить? Он что, переродится на вторую минуту своего восемнадцатилетия?

Раньше родители видели свой долг именно в том, чтобы научить ребенка выполнять свои обязанности, умерять свои желания, пересиливать себя, считаться с другими людьми, отвечать за свои поступки. Теперь им это запрещено. Единственное, что спасает - это то, что законы эти выполняются очень выборочно и формально.

Интересно было бы, конечно, посмотреть на общество, состоящее целиком из людей, воспитанных по принципам ювенальной юстиции. Мне кажется, что такое общество невозможно. Думаю, что со временем требования между гуманизмом и социализацией достигнут равновесия. Если, конечно, в процессе установления равновесия кто-то ухитриться выжить.

автоном http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=849

За жизнь

Previous post Next post
Up