В двух километрах вверх по течению от
туглимской церкви река снова ветвится на рукава. К северу отходит длинная заливная протока (по-местному - "полой"), обозначенная на картах забавно-тавтологичным гидронимом "Протока Полой". А основное русло на несколько километров рассекает пополам невысокий песчаный остров Гусиный, поросший кустарником и мелколесьем. На его восточном замыкании расположено самое, пожалуй, примечательное место на всей Нижней Вычегде - пресловутые "Зырянские Ворота".
Звучное название появилось всего пару лет назад, соскользнув с языка неких московских историков-этнографов - что матрасничали в этих краях с экспедицией Национального Музея Республики Коми, продвигаясь предполагаемым маршрутом преп.Стефана Пермского. И хотя известно - свою подвижническую миссию первокреститель начинал не здесь, а значительно ниже - с расположенной при впадении Вычегды в Северную Двину пограничной зырянской местности Пырас (ныне там город областного подчинения Котлас), уж больно "брэндово-открыточным" глянулся краеведам вычегодский створ у основания Гусиного - с рвущейся ввысь грациозной Троицкой церковью на низком и открытом правом берегу и узорочно-барочной, но вместе с тем строгой и подчеркнуто "корабельной" Христорождественской - на высоком и лесистом левом.
Тем не менее, именно это место сыграло важную роль в духовном окормлении зырян. На пути в Усть-Вым и Великую Пермь Стефан останавливался в Вожеме для проповеди среди местного населения, установил здесь первый крест или часовню. Образа для возникшей тут впоследствии Вожемской церкви были собственноручно писаны св.Стефаном, позднее они были перевезены в соборы Вологды и Яренска. Надписи на иконах были сделаны специально придуманной Стефаном на основе традиционных резных "денежных отметок" зырянской азбукой, т.н. "стефановыми рунами". Икона св.Троицы считается вложенной Стефаном в церковь на последнем пути его в Москву. Вскоре напротив Вожема появилась Цилибинская Михаило-Архангельская мужская пустынь, основанная происходившим из зырян сотрудником Стефана Великопермского преп.Димитрием Цилибинским (Цилибским); здесь же, согласно источникам, покоятся его мощи. И если св.Стефан, сын русского священника и зырянки, самостоятельно выучился зырянскому языку в Великом Устюге, то св.Димитрия зыряне с полным основанием считают первым духовным лицом из своих, местных уроженцев. Время основания Цылибской обители и годы настоятельства Димитрия неизвестны; в источниках она упоминается в 1660 г.; упразднена за долго до штатов 1764 г. В 1713 г. на месте монастыря торговым человеком Петром Осколковым поставлена приходская каменная Христорождественская церковь с верхним и нижним престолами. Есть легенда, что Осколковы трижды переносили из Вожема (в источниках он именуется как "Вожемский городок") в Цылибу знаменитую Троицкую икону, но она неведомо как опять являлась в Вожеме.
Троицкая церковь в Вожеме
Христорождественская церковь в Цылибе
(кликабельно)
Название Вожем восходит к зырянскому "Воже-Ма" ("Святая Земля"), а в слове Цылиба (на разных картах она именуется также то Цилеба, то Целиб) тоже слышатся зырянские корни: Циль-Ыб ("ыб" по-зырянски - "холм", "циль" или "чиль" - иногда трактуют как протосаамское "заросли, таёжная глухомань"). Попасть в Цылибу можно из
Ошлапья левым берегом, по заросшей лесной дороге - но проще переправиться через Вычегду из Вожема. В последние годы восстанавливать церковь летом из Питера приезжают трудные подростки с педагогом-энтузиасткой Татьяной Сарычевой, живут прямо в церкви, или в лесу, в палатках. Появилась оградка на предполагаемой могилке св.Димитрия, надкладезная часовня, поклонные кресты на ведущих к реке тропинках, в прошлом году вчерне перекрыли кровлю. В самой церкви еще велико запустение, но Татьяна твердо настроена с помощью епархии и непосредственно яренского батюшки о.Адама восстановить храм до 2013 года, к его 300-летию.
Сама деревня Вожем, как и еще десяток слабообитаемых деревень, расположена на крупном острове вычегодской поймы. В малую воду сюда можно перебраться через Полой вброд от крупного придорожного села Лена; в высокую - деревни отрезаны от "большой земли", дважды (летом - трижды) в неделю в условленное время к ленской переправе приплывает штатный возчик с моторкой, перевозя людей и мелкую домашнюю живность. С работой в Лене туго, и жители в открытую завидуют приварку островитянина, намекая на его родственные связи в ленской администрации.
Село Лена, берег протоки Полой в районе переправы
переправа
От переправы вглубь острова уходят бетонные плиты, но у первой же деревни приличная дорога заканчивается, распадаясь на десяток труднопроезжих колей. Две из них тянутся на юг через весь остров, и примерно за два километра от берега Вычегды с них открывается вид на Троицкую церковь:
Из окошка верхней церкви видна церковь в Цылибе, притаившаяся на противоположном поросшем тайгой склоне
А это вид на Христорождественский храм непосредственно с правого берега Вычегды
Договорившись с местным судовладельцем, плыву туда:
Троицкая церковь с воды
Все, что осталось от деревни Цылиба. Когда-то тут стоял инвалидный дом, сгоревший в 80-х вместе с людьми (об этом печальном событии сообщал тогда "Голос Америки"). Тогда же сгорела и переделанная в клуб для инвалидов деревянная часовня, стоявшая раньше рядом с церковью, на могиле преп.Димитрия Цилибского. С тех пор деревня опустела - а дорога к ней, хоть и видна хорошо до сих пор из космоса - заросла и стала непроезжей.
Христорождественскую церковь не видно ни с берега, ни от деревенских развалин. По склону к ней уходит тропинка, пересекая темный и топкий овраг и взбираясь на затерянный посреди тайги свободный от леса пригорок
Барочный декор южного фасада основного объема
Нижняя церковь с престолом во имя Рождества Христова
Верхняя церковь с престолом во имя архистратига Михаила и Всех Сил Бесплотных
Общий вид цылибской церкви с юго-востока (панорама из 6 кадров)
От Цылибы я попросил лодочника отвезти меня сразу на правый берег, чтобы не возвращаться по раскисшей островной дороге и не искать неизвестно толком в какой деревне живущего возчика (еще не факт, что тот сможет быстро переправить меня обратно через Полой). Местом десанта была выбрана заброшенная пристань Шаровицы у западной оконечности Гусиного острова, неподалеку от туглимской Благовещенской церкви. А договориться на дополнительную водную прогулку к ошлапецкой Сретенской церкви и обратно не составило особого труда.
Прощальный взгляд на вожемскую Троицкую церковь:
Каких-нибудь 20 минут - и я уже ловлю "в прицел" руину Сретенской церкви:
(кто не видел этой грандиозной симфонии торжества сил природы над тщетным людским промыслом - обязательно
взгляните, не пожалеете)
Правый берег Вычегды у бывшей пристани Шаровицы
От "пристани" уходит приятная заросшая тропа к обитаемой деревне Шаровицы, и далее грейдер до деревни Бор. Перед тем, как выехать на яренскую трассу и по второму разу проехать по знакомому асфальтированному мосту через Ленку (за которым открывается вид на давшее имя и речушке, и всему району село Лена), не отказал себе в удовольствии еще раз заглянуть в
Туглим. Дойдя до пойменной луговины, прислушался. Со стороны церкви доносился металлический лязг - черные "краеведы" споро орудовали лопатой и кайлом. Не приближаясь к церкви, развернулся, подобрал велосипед - и спустя несколько минут уже катил по знакомому грейдеру на восток.
Вид с яренской трассы на село Лена и две его церкви: Успенскую и Спасскую (справа от Успенской)
Продолжение следует...
cross
arch_heritagecross
russkij_sever