Церковь Одигитрия (Aphendiko) монастыря Бронтохион имеет совершенно иной характер, чем церковь святых Феодоров, несмотря на то, что два памятника отделены друг от друга всего 20 годами. Это большое и впечатляющее здание, напоминающее церкви столицы империи.
Здание плохо сохранилось к концу XIX в. В 1938 г. Департаментом реставрации под руководством профессора Orlandosа началось тщательное восстановление колоннады на первом этаже, крыши, сводов, трехлопастного окна в апсиде и купола. Проведена реконструкция колокольни. Вся работа была основана на данных самого здания.
Внешне здание выглядит как двухэтажная пятиглавая крестово-купольная церковь; внутренне, однако, она обладает особенностью. На первом этаже находится базилика, разделенная на три нефа двумя рядами колонн, на которую вторым ярусом был наложен крестово-купольный храм с пятью куполами. Эта система поддерживается двумя колоннадами базилики и внешними стенами, которые слегка усилены на обоих фасадах небольшими контрфорсами.
Эта составная форма базилики и крестово-купольной церкви довольно редко встречается за пределами Мистры, и его история еще не написана. Купольная базилика является распространенным типом в византийскую эпоху, но его оригинальность здесь заключается в том, что это не простой купол установлен над колоннадой, но полная система Константинопольского пятиглавого крестово-купольного храма, опирающегося не на землю, а на базилику под ним.
Вид с северо-востока.
Насколько я поняла, на северном фасаде была арочная галерея на колоннах, которая не сохранилась.
Два фото из сети
Кладка церкви отличается от других церквей Mистры.
Характерная для Греции перегородчатая кладка была оставлена в пользу обычного граненого камня с узкими горизонтальными рядами кирпича.
Окна и ниши разного размера и формы подчеркивают пластику апсид.
Юго-западный угол.
Южный фасад.
Колокольня построена в технике перегородчатой кладки.
Западный фасад с куполом над притвором.
Северный портал.
Интерьер.
Поскольку мы входим в церковь через северную дверь в низкий боковой неф, ярко освещенная высота центральной зоны, заключенной между взаимосвязанными сводами, арками и куполами, производит сильное впечатление.
Большой центральный купол на четырех столбах, опирающихся на своды боковых нефов.
В боковых нефах арки, объединяющие колонны с внешними стенами, делят каждый неф на пять частей, крытых блюдцевыми куполами (saucer dome).
( я не совсем поняла, чем они отличаются, и отличаются-ли от византийских парусных сводов).
4 небольших купола, составляющих пятиглавие, возвышаются над галереями над боковыми нефами.
Западная сторона галереи находится над притвором, который таким образом органично включен в церковь.
Западная галерея тоже перекрыта куполом.
Алтарная часть.
Единственная подлинная резная капитель перед алтарем.
Резьба сохранилась еще и на карнизах.
Фрески Одигитрии - шедевры византийской живописи XIV века.
Фрески южной галереи.
Фрески первого этажа.
Фрески нартекса
https://fr.wikipedia.org/wiki/Mistrahttps://en.wikipedia.org/wiki/Dome