Античные авторы о Великих пирамидах. Плиний Старший. Диодор Сицилийский

Jul 11, 2024 07:09



Эта гравюра, разумеется, не от древних. Ею проиллюстрировал свою энциклопедию архитектуры Entwurff einer historischen Architectur : in Abbildung unterschiedener berühmten Gebäude, des Alterthums, und fremder Völcker, umb aus den Geschicht-Büchern, Gedächtnüss-Müntzen, Ruinen, und eingeholten wahrhafften Abrissen, vor Augen zu stellen. In dem ersten Buche. Die von der Zeit vergrabene Bau-Arten der alten Jüden, Egÿptier, Sÿrer, Perser, und Griechen. In dem andren. Alte unbekante römische. In dem dritten. Einige fremde in- und ausser-europäische, als der Araber, und Türcken, etc. auch neue persianische, siamitische, sinesische und japonesische Gebäude. In dem vierten. Einige Gebäude von des Autoris Erfindung und Zeichnung или попросту "Проект исторической архитектуры", увидевшую свет в 1721 году, ее раздел, посвященный исчезнувшим древним памятникам, выдающийся архитектор и историк архитектуры, основоположник австрийского барокко, создатель и реконструктор дворцов в основных культурных центрах Европы, придворный архитектор трех императоров Габсбургов Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (Johann Bernhard Fischer von Erlach , 1656-1723).

Автор потратил 16 лет на этот труд, в котором показал самые, на его взгляд, выдающиеся архитектурные шедевры прошлого. И дал самое удивительное, но лишь для нас, свидетельство о Великих пирамидах как о памятниках разрушенных, давно не существующих. Откуда ему было знать, что они еще только делались, тихо, рядок за рядком, подсыпались в середине и формовались в периметре... Современным для него египтологам, чертившим в своих книгах небывалые пирамиды небывалых форм в небывалом количестве как реально существующие объекты, он не доверял,, а скорее всего вообще их не знал; сильно далеко была толком еще и не начавшаяся наука египтология от его интересов, а всецело полагался на древних. Поэтому честно изобразил трех Сфинксов (на данной гравюре два, третий на другой) - слишком противоречивы были античные свидетельства об этом изваянии. И пирамиды изобразил абсолютно правильно, они у всех античных авторов такие - острые и длинные, с разнооринтированными гранями. Современное же их состояние должны были знать многие люди из окружения придворного архитектора, бывавшие по делам в Египте и книг не писавшие: дипломаты, каноники, толстосумы, ведущие европейско-египетскую торговлю, военные, просто путешествующие вельможи... Непишущий люд, естественно, знал, что никаких пирамид нет, а есть бесформенные груды песка, "фараоновы горы", среди которых действительно угадываются какие-то кромки граней, или не кромки, но это же надо лезть и смотреть... Говорилось об архитекторе и его источниках в соответствующем посте, но не грех повторить.

Античные авторы, считается, свидетельствовали о пирамидах, начиная с постройки. Процесс не очень хорошо описан наукой, вернее, вообще не описан, поэтому попробуем показать его чуть конкретнее, исходя из имеющихся в нвуке данных и логики.

Античные авторы писали на латыни и гречеком свои труды - философские трактаты, публицистические ьопусы, литературные произведения разных жанров, большей частью огромного объема исторические сочинения. Распространялись они через издателей, переписчиков-копиистов. Издатели брали оригинал, делали копии и пускали в продажу. Два писчих материала было в античности - папирус из Египта и пергамент, специально выделанная, отбеленная, недубленая кожа молодняка крс.

Привозной папирус был дорогой, пергамент еще дороже, поэтому писать могли только состоятельные граждане либо граждане, нашедшие состоятельных покровителей.

Учитывая огромные объемы исторических сочинений, писали их на папирусе. Уже просто потому, что никаких крс не хватит на пишущего историка в Пергаме, Афинах или Риме.

Учитывая, что никто не будет читать или продавать свитки в 100 и более метров или вязанки таких свитков, писались исторические труды на листах папируса, обеих сторонах, которые затем скреплялись в книги. В Европе, правда, ни одной папирусной книги не найдено, как и свитка, но тому есть объяснение. Папирус - очень хрупкий и недолговечный материал, по содержанию и характеристикам лигнина, природного полимера, придающего бумаге прочность, значительно уступающий целлюлозе. Теоретический век жизни папирусного листа или свитка, не подвергавшегося воздействию воды, света и т.д., двести лет, тогда как у целлюлозной (нашей с вами) бумаги - все четыреста. То, что в Египте находят папирусы, которым тысячи лет, одно из чудес истории, которое историки объясняют уникальным сухим климатом Египта и утраченными технологиями обработки. Но современные папирусы, которые туристы привозят из Египта в качестве сувениров, рассыпаться начинают уже через двадцать лет. Но продолжим об античности.

Римские авторы худо-бедно обрисовали процесс создания трудов, упомянули и про папирус, и про отношения с копиистами. Греческие авторы на этот счет не сказали ничего, поэтому будем считать, что у них процесс был аналогичным римскому.

Под занавес античности с трудами произошло еще одно историческое чудо. Христиане первых веков, которых язычники мучили, жгли, скармливали львам на аренах, не питали теплых чувств ни к язычникам, ни к их свиткам и книгам, но стали собирать свитки и книги в своих монастырях, хранить их, переписывать на более надежные носители и занимались этим все темные века. Западноримские из будущей католической Европы, исторически сложилось, собирали в основном латинских авторов, восточноримские из будущей православной Византии в основном греческих. Потом турки взяли Константинополь, и тамошние христиане перевезли свои греческие собрания к европейским. Настало Возрождение, и все издали то, что хранили более тысячи лет, с неких рукописей, в основном, считается, Х и последующих веков, но есть, считается, и старше.

Такова, если предельно кратко, история появления трудов античных авторов, полная чудес.

Да, были еще библиотечные фонды, две крупнейших в античном мире библиотеки в Александрии и Пергаме, но они пропали. Пергамскую разорил небезызвестный язычник Марк Антоний, забрав и подарив Клеопатре все 200 тысяч единиц хранения для пополнения Александрийского фонда а Александрийскую сожгли христиане.

В котором месте вся эта история появления античных трудов сказочна? По-моему, во всех.

Почитайте ломоносовские переводы классической античной поэзии и оригинальные авторские стихи в античных жанрах. Они неотличимы. Посмотрите, не читая подписи, скульптуры граций античности и Возрождения. Одна традиция. Нет отличий. В основе драматургии классицизма лежит античный канон, а античные персонажи драм не всегда даже заменены на европейских. Архитектура классицизма, считается, напрямую копировала античность Вот только кто кого копировал? По времени Парфенон афинского Акрополя, например, бесспорно появившийся после мечети, а никак не до, это один из примеров широкого использования дорического ордера в архитектуре Возрождения, только сделанный сразу в виде "частично сохранившегося периметра", то есть памятника... Примеров таких очень много, и все они к тому, что не раз говорил и повторю: литература вместе с историческими трудами, скульптура, архитектура Возрождения и античности - из одного времени. Пирамиды, кстати, в трудах средневековых и античных свидетелей совершенно те же  - все повторяют форму пирамиды Цестия в Риме и не похожи на реальные в Египте.

Свидетельства.

*



Плиний Старший (22-24 - 79 гг н.э.)
Римский историк. Портрет воображаемый. Чем-то же надо было украшать главы книг, залы библиотек и аудитории, где его читали и изучали.

С Плинием Старшим связано единственное в науке свидетельство о гибели - в официальной версии - Помпей в результате извержения Везувия 24 августа 79 года. Плиний Младший, другой римский историк, написал в коротком письме, как Плиний Старший умер от удушья, наблюдая за извержением. Ни названия города, ни даты с годом в письме нет, ученые высчитали их.

В своем огромном, монументальном труде "Естественная история" (другое название "Естествознание"), энциклопедии из 37 книг, автор уделил памятникам Гизы два абзаца.

XVI. Скажем попутно и о пирамидах в том же Египте, этом праздном и глупом выставлении напоказ царями своего богатства, поскольку, как передают многие, они для того строили пирамиды, чтобы их богатство не доставалось преемникам или злокозненным соперникам или чтобы народ не был в праздности. Неутомимым было в этом тщеславие тех людей. Существуют следы очень многих начатых пирамид. Одна пирамида находится в Арсинойском номе, две в Мемфисском, недалеко от лабиринта, о котором мы тоже скажем, столько же там, где было Меридово озеро, то есть огромная вырытая яма, но о которой египтяне рассказывают как об одном из чудес и достопримечательностей,- говорят, что их верхушки выступают над водой. Остальные три, которые наполнили своей славой весь мир, целиком видимые отовсюду приплывающим на судах, находятся в африканской части на скалистой и бесплодной возвышенности между городом Мемфисом и так называемой, как мы сказали, Дельтой, менее чем в 4 тысячах шагах от Нила, в 7500 шагах от Мемфиса, с деревней поблизости, которую называют Бусирис,- в ней жители привычны к восхождению на эти пирамиды.

XVII. Перед ними находится Сфинкс, о котором, пожалуй, следует рассказать побольше, так как его обходят молчанием, божество окрестных жителей. Считают, что в нем погребен царь Гармаис, и утверждают, будто Сфинкс привезен. Однако он выделан в материковой скале. Лицо этого чудовища в знак почитания окрашивают рубрикой. Окружность головы по лбу составляет сто два фута, длина его - 243 фута, высота от живота до вершины аспида на голове - 61 с половиной фута. Самая большая пирамида построена из камней с аравийских каменоломен. Передают, что ее сооружали 360 тысяч человек в течение 20 лет2. А все три были созданы за 88 лет и 4 месяца. Те, кто написал о них, это - Геродот, Эвгемер, Дурид с Самоса, Аристагор, Дионисий, Артемидор, Александр Полигистор, Буторид, Антисфен, Деметрий, Демотел, Апион. Все они расходятся в том, кем были созданы эти пирамиды, оттого что по справедливейшей случайности творцы такого непомерного тщеславия позабыты. Некоторые из них передают, что на редьку, чеснок и лук было израсходовано 1600 талантов3. Самая большая пирамида занимает площадь в семь югеров. Расстояние между четырьмя углами одинаково, по 783 фута с каждой стороны, высота от вершины до основания составляет 725 футов, охват вершины - 16 с половиной фута. У второй расстояния между четырьмя углами составляют по 753 с половиной фута. Третья меньше, правда, предыдущих, но намного замечательнее - она воздвигнута из эфиопских камней, по 363 фута между углами. Следов построек не сохранилось никаких, широко вокруг чистый песок, наподобие чечевицы, какой в большей части Африки. Самый главный вопрос в том, каким именно способом камни были подняты на такую высоту. По одним,- с помощью насыпи из нитра и соли, увеличиваемой по мере роста сооружения и смытой после его завершения проведенной из реки водой. По другим,- были построены мостки из кирпичей, сделанных из грязи, а после завершения сооружения эти кирпичи были розданы на частные дома: по их мнению, Нил, находящийся на гораздо более низком уровне, не мог дойти туда. В самой большой пирамиде внутри есть колодец в 86 локтей. Полагают, что в него проведена река. Способ измерения их высоты, как и всякой подобной, нашел Фалес Милетский, измеряя тень в тот час, когда она бывает равна телу. Вот и все чудеса пирамид, и предельное чудо,- чтобы никто не дивился богатству царей: самая маленькая из них, но самая прекрасная построена Родопидой, презренной гетерой. Некогда она была подругой по рабству и сожительницей Эзопа, мудрого баснописца. Чудо тем более поразительное, что такое огромное богатство было приобретено ремеслом гетеры.

Источник: Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве (пер. и прим. Г. А. Тароняна). М., 1994. С. 126-133.

От длины Сфинкса в тексте Плиния Старшего историки сети ходят под себя. От незнания, естественно. Еще бы им не ходить! Длинав 243 фута (74 м) при том, что википедии дают 240 футов (73 м) - это попадание  почти в точку. А не знают историки сети о том, что задняя часть Сфинкса, самая толстая в фигуре, которую видят сегодняшние туристы, еще в 1850-1870-х годах не была частью Сфинкса. Ее постепенно наращивали всяким ломом, кирпичами, твердеющей смесью, потом соединяли с  туловищем Сфинкса, а затем еще окантовали тройной облицовкой... На последовательных фотографиях третьей четверти XIX века запечатлен процесс наращивания этой будущей хвостовой части. То есть Сфинкса удлинили почти на треть, и живи автор текста Плиния не в Возрождение, а, скажем, в 1850 году, то и тогда бы он очень сильно не угадал длину современного ему Сфинкса.

Первая фотография номинально относится к периоду 1880-1900 годов, но это не так. Это вообще первая фотография с данного ракурса явно из 1850-х. Посмотрите на стелу Тутмоса между лап. Ее только что привезли, она не на своем месте, и ее еще не соединяли твердеющей смесью с остальной, нижней частью. На всех других фото 1950-х и следующих годов стела соединена и на месте.



Задняя часть.



В 1867 и 1870 годах процесс продолжался.









В дальнейшем задняя часть Сфинкса была соединена с остальным туловищем, спрятана с остальным телом под тройной слой облицовки - твердеющей смесью, блоков, еще раз смесью. Именно на этом, последнем слое историки альтернативы - ну что с них возьмешь? - находят какие-то следы водных эрозий, потопов, единые со следами на окружающих скалах... Сфинкс был также дополнен мощным рядом балок вдоль спины. В конце приобрел облик и размеры, какие мы видим сейчас.





Про Великую пирамиду и говорить нечего. Длину стороны автор угадал довольно близко - 783 фута или 238 метров; реальные примерно по 230 метров. Но с высотой у него получилась обычная пирамида Цестия или пирамида с гравюры: 725 футов или 221 метр. Реальная высота 138 м, расчетная 146 м.

Другие пирамиды, помимо трех, наставленные в районе Мемфиса - это дань традиции средневековых историков и географов.У них пирамиды в окрестностях Мемфиса и Каира, ранее Вавилона наставлены в изобилии.

*



Диодор Сицилийский (ок.90 - 30 гг до н.э.)
Древнегреческий историк. Портрет воображаемый. Чем-то же надо было украшать книги, залы, аудитории студеозусов, изучавших историю.

Диодор еще более плодовит, чем его римский преемник. Он написал "Библиотеку истории" из 40 книг. Что особенно важно, он путешествовал в Египет, посещал в том числе Мемфис, считается, видел своими глазами Великие пирамиды. По обычаю посвятил тому, что видел, два абзаца.

63. (2) Хеммис построил самую большую из трех пирамид, причисляемых к семи чудесам света. (3) Эти пирамиды находятся в ста двадцати стадиях от Мемфиса в сторону Ливии и в сорока пяти стадиях от Нила. Величина сооружений и искусность работы повергает зрителей в дивное изумление. (4) Самая большая пирамида - четырехгранная, и каждая сторона основания равна семи плетрам; высота же ее превышает шесть плетров. Грани постепенно суживаются до вершины, где ширина каждой составляет шесть локтей. (5) Все пирамиды построены из твердого камня, с трудом поддающегося обработке, но зато долговечного. Ведь не менее тысячи лет, а по словам некоторых писателей даже свыше трех тысяч четырехсот лет, протекло до наших дней, и тем не менее камни поныне, как и прежде, прилегают друг к другу и не дают сооружению разрушаться. (6) Говорят, что камни были доставлены издалека, из Аравии, а постройка велась при помощи насыпей, так как в те времена еще не были изобретены подъемные орудия. (7) Наиболее удивительно, что там, где воздвигнуто такое огромное сооружение, кругом почва всюду песчаная и даже следа не осталось ни насыпи, ни каменотесных работ; могло бы поэтому показаться, что создано оно не человеческими руками, постепенно, а вся громада сразу, готовая, словно богом поставлена в окружающих ее песках. (8) Некоторые из египтян пытаются по этому поводу рассказывать необычайные вещи, будто насыпи состояли из соли и селитры и растворились в разливающейся реке, исчезнув бесследно, а сооружение одно только и осталось. (9) На самом же деле это не так: те же многочисленные рабочие руки, которые сооружали насыпи, привели все в первоначальный вид. Как говорят, было занято работой триста шестьдесят тысяч человек и вся постройка едва была закончена в двадцать лет.

64. (2) Хабрий, ревнуя о славе своего предшественника, построил другую пирамиду, которая хотя и построена с тем же искусством, что и первая, но намного у ступает ей по размерам, так как каждая сторона основания равна всего одной стадии. (3) На большой пирамиде написано, во что обошлось содержание рабочих; так, например, указано, сколько было израсходовано на зелень и сирмаю. Оказывается, что всего было затрачено тысяча шестьсот талантов. (4) На меньшей пирамиде нет надписи. На одной ее стороне устроен подъем. Цари сооружали пирамиды в качестве гробниц для себя, однако ни тот ни другой не были в этих пирамидах погребены. (5) Дело в том, что народ, ненавидевший этих царей за тяжелые работы и за многие жестокости и притеснения, грозил вытащить трупы из гробниц и, надругаясь, растерзать их на куски. Поэтому оба царя перед смертью повелели своим приближенным тайно похоронить их в неведомом месте. (6) После них царем стал Микерин, которого некоторые называют Менхерином, сын создателя первой пирамиды. (7) Он решил соорудить третью пирамиду, но умер прежде, чем постройка была окончена. Каждая сторона основания должна была иметь в длину три плетра, грани он выложил до пятнадцатого ряда из черного камня, похожего на фиванский; остальное было сделано из такого же камня, какой пошел на постройку других пирамид. (8) Если это сооружение и уступает по величине двум остальным, то оно все-таки намного превосходит их большею искусностью работ и качеством своего камня. На северной стороне пирамиды начертано имя того, кто ее построил - имя Микерина… (10) Существуют еще три другие пирамиды, стороны которых имеют в длину по два плетра. Они ничем не отличаются от предыдущих за исключением величины. Говорят, что упомянутые ранее цари построили их для своих супруг. (11) Все согласны, что эти сооружения - самые замечательные во всем Египте, не только по своим размерам и стоимости, но и в отношении искусности, проявленной теми, кто их строил. (12) Говорят при этом, что архитекторы заслуживают большего удивления, чем цари, предоставившие средства на постройки: ведь те силами собственного ума и собственной рачительности довели до конца намеченное, а эти - только богатством, доставшимся по наследству, и чужими усилиями. (13) Впрочем, ни у местных жителей, ни у историков нет согласия в рассказах о пирамидах: по словам одних, они построены названными ранее тремя царями, по словам иных - другими. Например, говорят, что самая большая построена Армеем, вторая - Амосисом, а третья - Инароном. (14) Некоторые говорят, что последняя из трех была гробницею гетеры Родопис и что некоторые из номархов, воспылав к ней любовью, построили эту гробницу на общие средства, чтобы стяжать ее благосклонность.



Источник: Архитектура Античного мира (сост. В. П. Зубов и Ф. А. Петровский). М., 1940.

Оставим в покое фантазии про особо прочный камень из Аравии в пирамиде Хеопса, про смету, написанную на ней (на каком языке, Диодор не уточнил, но про египетскую письменность, иероглифы-картуши авторы античности-Возрождения еще не писали), автоматом подразумевающую, что пирамида гладкая... Параметры ее Диодор дал в древнегреческих плетрах (1 плетр - 30,56 м). Соответственно длина стороны в 7 плевров - 214 м (реальная 230 м), высота от основания до площадки наверху более 6 плетров - более 184 м (реальная 138 м). Гигантская остроносая пирамида Цестия. А вы какую хотели?

Пирамиду Хефрена автор текста Диодора сделал как в трудах Орбелиуса Мюнстера или атласе Георга Брауна, где Каир был еще Вавилоном,  похожей на пику. При сопоставимой (из контекста) высоте сузил основание до одной стадии - 178 метров. Реальный объект сделан с длиной стороны 210,5 м; ученые, указывая на шапку, считают, что первоначальная длина была 215 м.

У пираммиды Микерина даже Комиссия Наполеона, три года пасясь на Гизе, не сумела определить высоту; на одной из панорам, которая прошла не замеченной сквозь 20-летнее редактирование трудов Комиссии, она вовсе отсутствует. Чего ждать от историков античности сиречь Возрождения? Естественно, у Диодора она не достроена. Микерин умер до завершения строительства объекта. А если бы не умер и достроил, пишет дальше галиматью автор Диодора, не замечая, что ее пишет, - "каждая сторона основания должна была иметь в длину три плетра". Почему "должна была иметь"? Если начал строить и положил хотя бы один ряд, длина стороны уже имеется. Загадка истории.

А какой была бы она по Диодору, если бы он достроил? Была бы она, как и пирамида Хефрена, внизу заужена, 3 плетра или 91,6 м - это мало, наверняка восполняла бы этот изъян высотой, других пирамид свидетели до самого XIX века не знали. А реальную третью пирамиду в конце концов сделали такой, что никто из свидетелей не угадал - с основанием-прямоугольником 102,2 на 104,6 метра.

Глупости про еще три пирамиды Гизы со сторонами по два плетра опускаем. Это обычай - описывать много пирамид.

Давайте спросим уважаемых историков сети: о чем свидетельствуют такие сказочные описания? О том, что авторы видели и хорошо представляют объекты, о которых свидетельствуют? Или наоборот, в глаза их не видели и представление имеют крайне туманне?

Песня для настроения. Когда-то мега-популярная, с легендарного альбома. Там и про Плиния с Диодором и прочими строчка есть.

image Click to view



Ума и здоровья названным историкам и всем остальным.

Другие материалы по созданию истории

[Вынужден ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.

Египет

Previous post Next post
Up