О! Представляете: некий русский, живущий в Японии (его зовут Василий Головнин, коротко он мне не известен), написал нынче о жителях Срединной страны нечто дивное. Не могу удержаться от того, чтоб не привести его рассказ полностью. Итак...
В Японии набирает силу удивительная привычка растущего числа людей отмечать праздники или личные торжества в одиночестве - не просто без шумных компаний, а вообще без какого-либо партнера за столом. Это особенно заметно в нынешние декабрьские дни, когда жители страны встречают самый веселый и обычно самый бурный праздник года - завезенный из США Кристмас, Рождество по григорианскому календарю.
Нарастающим успехом, сообщают рестораторы, пользуются сейчас заведения, предлагающие столики на одного человека. Люди там наслаждаются хорошей едой и вином в тишине и наедине с самими собой. Среди посетителей таких заведений вроде бы больше женщин, но и мужчин немало. Администрация специального сайта для организации «вечеринок для одного» отмечает очень заметный рост интереса к подобным экзотическим, согласитесь, развлечениям.
Дело не только в ресторанах - в Японии популярны и туры за границу, рассчитанные на одиночек. Одна из заметных в стране туристических компаний за последний год в 2,5 раза увеличила их продажу - число желающих растет. Сейчас, например, полностью распроданы туры для одиночек в Западную Европу на тот же самый Кристмас. Поездки такого рода организуются так, чтобы к вам никто не подсаживался за столом в ресторане, а в автобусе для подобных путешественников забронированы отдельные кресла без соседей.
Все более популярно в Японии устраивать одинокие вечеринки дома, только с собой, любимым. Сейчас накануне декабрьского Рождества в универмаге «Такасимая» в центре Токио сообщили, например, что самым ходовым кондитерским товаром у них стали мини-тортики на одного человека. Японцы стали быстро отвыкать от былой привычки к шумным компаниям еще во времена коронавируса, однако, как оказалось, дело не только в опасности заразиться.
Выбор в пользу одиночного туризма или столика на одного в ресторане делают, кстати, вовсе не только пресловутые «синие чулки» или неудачники, которых, как говорится, девушки не любят. Нет, люди с такими привычками, как уверяют социологи, имеют и успешные любовные связи, они продвигаются на работе, образованны. Однако временами им просто хочется побыть одному или одной, им не скучно с самими собой. «Судя по всему, речь идет о некоей смене социальных ценностей, когда смысл «одиночества» заметно меняется», - считает эксперт Дайскэ Утихама из Института комплексного изучения жизни, действующего при крупной рекламной компании «Хакуходо».
По данным этого исследовательского центра, за последние тридцать лет кардинальным образом поменялись настроения в Японии в сфере человеческого общения. В 1993 году только 43,5 процента участников соответствующего опроса заявили, что любят быть в одиночестве, а остальные хотели проводить время только в компании. Однако в 2023 году уже 56,3 процента опрошенных уверенно заявили, что любят оставаться одни. Такая смена настроений, отмечают исследователи, в значительной степени поддерживается, кстати, нынешней безграничной доступностью социальных сетей и чатов в интернете - они дают ощущение, что каждый человек может в любой момент выйти из одиночества и при желании завести с кем-то разговор, оказаться как бы в гуще событий и в разноголосой толпе.
// Картинка этой симпатичной одинокой японочки тоже взята из Головнина. //
Что тут можно сказать? Правильно, о мой прозорливый читателю! Разумеется, тут ничего иного сказать не можно, окромя...
...вот чего:
А я понимаю японцев! Я и сам замечаю за собою сильную склонность к уединению уже с отроческих лет. Когда мы с классом, например, выезжали на какую-нибудь автобусную экскурсию, я душевно терзался, если кто-нибудь из одноклассников подсаживался ко мне («чтоб не скучно было»), и, наоборот, кейфовал безмерно, если соседнее кресло оказывалось пустым, и за всё время поездки я мог спокойно молчать, смотреть в окно, думать о своём...
Другое дело, что и до сих пор, невзирая на распространение социальных сетей, тип «одиночки», к которому я отношусь, составляет в странах христианской культуры не более 3-5% от общего населения (мне встречались разные оценки). А тут, в Японии, - сразу 56,3%. Это удивительно. Целая нация одиночек!
(Но решению проблемы деторождения эта анахоретичность, ясен пень, не способствует).