Иже во святых отца нашего Андрея Критского Иерусалимского слово на молчание Захарии и на рождество честного пророка Крестителя Иоанна.
Источник: Andreae Cretensi vulgo adscripta homilia: «In silentium s. Zachariae et in nativitatem s. Joannes [Sp.]» (Patr. graec. 304).
[203] Не воста в рожденных женами более Иоанна
[1],
- провозгласило слово Спасителя. Как же мне принести венок из цветов (5) тому, кому Господь воздал такую хвалу? Как возвеличу того, кто прежде рождества узнал сокрытое таинство? Это ему прежде Рождества Христова доверено явить предображение
[2] благодати. Это ему вверены сокровища благодати; и то, о чем не ведали в небе ликовствующие (10) ангелы, как вы только что слышали, сказал Иоанн, носимый во чреве матери. От царских престолов утаился, а от того, кто во чреве, Бог не убежал; от владычеств скрылся, а тому, кто во утробе открыл таинство домостроительства. И то, что изрек ангел, принесший благовестие, возвестил внутри обрадованный младенец.
Ибо (15) Избавитель рода нашего, сойдя на землю, как вы сейчас слышали, и будучи во чреве, пришел к своему другу. И можно было видеть Создателя, лобзающего брение, Царя, гостящего в шатре воина, Владыку, входящего в жилище раба. Из ложесн в ложесна провидя его, Иоанн (20) взыграл
[3]. Задумал превзойти пределы естества, говоря: «Не знаю пределов естества. Ибо вижу Пределоположника Господа. Не выжидаю времени зачатия во чреве. Нет нужды мне в девятимесячном сроке. Со мной Предвечный.» Кто же Матерь, что ясно явила Бога Слово во уверение нам? Кто тот (25) Посредник, что от отеческого лона восставил без матери?
Что это за Дева, которую Бог показал честнейшею всех сил? Кто - имевшая во утробе Невместимого? Кто - Неприступного носившая во чреве? Кто - посредница, что траву - человечество, - соединила с огнем Божества? Кто возвестит (30) жене праотца Адама о совершающемся таинстве? Кто скажет, что пришла осужденная, имеющая внутри Судию? И что услышавшая: 204 в болезнех родиши чада
[4], стала носящей возвестившего разрешение от скорби?
О, что за честь! О, что за несказанная перемена! Бог поместил в раю первозданного, и Его вместил (5) того потомок. Сшивавший кожи в раю
[5], покрывается ложеснами. Из-за кого прогневавшись изгнал праотцев, в той вселился, умилосердившись. По земле, Им проклятой, ступал божественными ногами. отменив приговор, непорочными стопами сокрушив терние греха.
(10) Таково взыграние Иоанна, а скорее - речь. Ибо речами было взыграние еще не рожденного чада. Кто от века мудро научил эллинов во граде тому, что прежде пелен возвестил Предтеча? Таковы таинства настоящего торжества, кои, если захочу их возвестить и небошествовать, объясняя небесное, (15) то утону в бездне чудес. Посему молю, о Креститель, подай мне якорь молитвы и, будучи гласом, сохрани неврежденным смысл моих органов речи. Ибо я поверил, не усомнился, пришел, принося тебе свои слова, как фимиам. и увещевательно изложу твои подвиги, и (20) радуясь, признаю себя побежденным. Ибо для меня победа - быть побежденным чудесами моего Предстателя.
И бысть, - говорит, - во дни Ирода царя
[6]. Да не будет затуманено повествование евангелистов одинаковостью имен. Ибо иной был Ирод, убивший Предтечу, и (25) иной - этот Ирод, скосивший младенческую поросль, ища клас благочестия. Во дни его бысть иерей некий именем Захария, и жена его, Елисавет. Беста же праведна оба
[7], - ибо сочеталась (30) жизненным союзом жена с мужем, проводя житие благочинно, - несли законные узы, благочинно
[8] шествуя путем праведности, и не имели детей. Ибо ущербны были ее ложесна, и от давности времени оскудела пажить. Елисавет бе неплоды, и оба заматоревша во днех своих беста
[9].Бесчадными, - говорит, - были они по естеству, и (35) время деторождения прошло, и оскудела пажить, и иссякло семя, - но не ослабела молитва.
205 Бысть же служащу Захарии
[10]. Было славное священное празднество. Одев священнические одежды и наложив диадиму
[11], взяв фимиам, он шел в святилище, и при трубном гласе множество <людий>
[12] пред дверьми припадало к ногам иерея, словно вестника и предстателя посылая его Богу.
Когда он зашел внуть завесы
[13], явися ангел Господень стоя о десную каждения
[14]. И смутися Захария
[15], и не мог двигаться дальше, видением ангела отброшенный назад. Не бойся, Захарие
[16]. Сначала утишил его страх, и тогда возвестил благовестие, чтобы неозмущенной душей он воспринял сказанное. - Захарие, - говорит, - не бойся. Приятная весть. Услышана бысть молитва твоя. И жена твоя родит (15) сына тебе. И наречеши имя ему Иоанн
[17]. Я пришел к тебе с небес и не только сына принес, но и имя его. Я пришел, узнав повеление из вышней книги. Записал его в книгу граждан Бог, Которого не чрево произрастило. Мнози о рождестве его возрадуются
[18]. Твое чадо, твоя отрасль, плод - общий. Ты - отец, рождаемое же - светильник всем.
Услышав это, Захария одновременно обрадовался и осуетился. Суетным помыслом приняв сообщение Гавриила, ответил недоверчиво: Почесому разумею сие?
[19] Не потерпел (25) вопрос Захарии Гавриил, но уничижил иерея, принесшего фимиам, веры же не имевшего, и лицом выражая негодование, сказал так: Ты хочешь, Захария, взыскать с меня за то, что я сказал? Привлечь к ответу служителя Божия? За принесенное благовестие просишь залог? Не благодаря за Божии дары, но испытывая и говоря: Почесому разумею сие? Откуда уразумеешь? Аз есмь Гавриил
[20]. В залог сказанного прими мое имя, и если тебе этого мало, узнай и достоинство: Аз есмь предстояй пред Господом
[21]. Если и еще подозреваешь, что я лгу, смотри, что содержат слова этого утверждения. 206 Аз есмь предстояй пред Господом, и ты говоришь: Почесому разумею сие? Откуда уразумеешь?Ты сказал, что стар, и жена твоя заматореши во днех своих
[22]. О иерей, возраст Создателя времени более твоего? Ты не унимаешься, на Бога не уповая, но времени честь воздавая: Почесому разумею сие? Откуда ты узнал, что Авраам родил Исаака? Не тогда ли, когда уверовал, исполнил он время? Не тогда ли, когда уверовал, отступила старость? Если же для тебя невозможно разрешение неплодства, (10) то как доверю тебе таинство девства? Если имея много образов, не веришь залогу, то как изъясню тебе высшее рождение Слова, ради которого Исайя прежде многих родов возвестил: се, - глаголя - Дева во чреве зачнет и родит Сына
[23]? Уверовав, он (15) возвестил большее. Ты же, не веруя и меньшему, требуешь отчет с меня, посланного с небес к тебе, ради тебя. Но если по угодно тебе получить знамение, (а ты этого просил, о если бы не просил!), прими безгласие в залог чадородия. Пребудь в молчании, доколе дела не удостоверят слова. Да перейдет преграда неплодия из органов чадородия (20) в органы речи, чтобы был воспитан Глас. Ему одному я уступлю отеческое прегрешение. Ибо он -друг Владыки: чего бы ни захотел - требует у друга.
Пока внутри это совершалось и говорилось, а время шло, - множество <снаружи> пришло в изумление. Предположение, разделенное на множество, каждому возвестило предполагаемое, пока Захария, явившись, не научил молчанием тому, что претерпел за разговоры. И исполнив часы служения, пошел домой, имея в сердце благовестие и на устах - узду. И это, можно сказать, начало зачатия Предтечи. Если мы захотели возвестить его рождество, то весьма необходимо напомнить и ближайший к нему праздник.
В шестой месяц после зачатия в Назарет явился Гавриил. Явился Деве Марии возвестить благовестие. Увидя ее в дому ее, приветствовал первым, [207] помышляя о владычнем рождестве по человечеству и говоря: Радуйся, благодатная. Господь с Тобою
[24]. Радуйся, первая и единственная, родившая младенца, освободившего от клятвы человечество. Радуйся, миру родившая начало жизни. Радуйся, нетленная, но не (5) бесчадная. Радуйся, безбрачная, но не нерождающая. Радуйся, незасеянная, но не неплодная. Радуйся, роды перенесшая, мук от них не испытавшая. Радуйся, праотцу своему Адаму предстателя принесшая. Радуйся, нетрудно носившая основание твари. Радуйся, беспечальная предстательница смертного рода человеческого. Радуйся, родившая (10) не только Бога и не просто человека. Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!
Та же, обрадование услывшая, не простерла слух, но испытала глас, говоря: Каково целование сие
[25]. Кто, - говорит, - сей самозванец, вошедший в наш дом? Не знаемый, (15) не сродник, не потомок Адама. Заключаю по виду, что странно приветствие. Нет здесь Иосифа. Не следую за видом или речью. Ибо наедине глаголал и злоначальник с первозданной.
Он же: Мариам, не бойся. Благодать обрела ты
[26], (20) которую погубила первозданная. Она наедине приняла обман, ты же наедине утишила обмана огорчение. Родиши Сына и наречеши Иисус
[27].
Она же, услышав о рождестве и о Сыне, говорит: Како будет мне сие, идеже мужа не знаю?
[28] Не противореча, (25) но через распросы уразумевая. Я, - говорит, - одна оновотворю
[29] естество? На мне разрешатся начала чадородия? Скажи мне образ сего, странник. Ибо странно твое благовестие.
Дух святый найдет - глаголет Гавриил, - (30) на Тя, и сила Вышняго осенит Тя
[30]. Прими, - говорит, - Дево, сказанное и не пытай об умолчанном. О рождестве свидетельствую. Перед образом - отступаю. Ибо я пришел к Тебе как вестник, не учитель домостроительства. Я послан как глашатай Владычнего пришествия, не как изъяснитель.
[208] Како будет мне сие? Это «како» ведает Сам Присутствующий здесь. Что Он здесь присутствует, я знаю. Ибо Он взыгранием дает тебе внутреннее свидетельство. Образ же сказать не могу. А что я не лжец, будет мне свидетелем Елисавет, в неплодстве и в (5) старости чревоносившая в себе Предтечу. Если же в неплодстве и в старости обрелся он чревоносим, то не мал задаток. Старице неплодной родить, или Деве - разницы нет.
Услышав сие Дева, спешно достигла дома Захарии, и нашедши Елисавет чревоносящей, (10) целова
[31]. Плод же во утробе отвечал. Ибо услышанное матерью было услышано младенцем. И поскольку удерживаемый пределами естества Иоанн не мог говорить, то скаканием сказал своей матери, изъясняясь взыграниями, матери же Господней отвечал материнским языком.
(15) Елисавета, не вынеся взыграния чада, исполнившись Духа Сватого, возгласила, глаголя Деве: Благословена ты в женах и благословен плод чрева Твоего. И откуда мне сие, что прииде Мати Господа моего ко мне?
[32] Этому, Дева, меня научил плод во утробе, на твое приветствие взыгравший сверх естества. Таковы богодухновенные речи (25) Елисаветы.
Захария же оставался дома по предреченному, пока наложены были за неверие узы. Одновременно с зачатием он принял безгласие, получив рождество младенца пределом клятвы. Когда же пришел от пустынных ложесн житель пустыни, отец, (30) испросив дщицу,
[33] написал благоразумно то, что услышал не поверив. И дав имя чаду, вновь обрел голос.
Итак, Елисавета родила Предтечу благодати, [209] звезда, указавшая Солнце правды
[34], зарю незакатного дня, возвестителя отпущения грехов, взыгравшего прежде рождества, благовестника спасения, вестника Востока
[35], служителя Слова, светильник Света, наказателя неразумных, уцеломудрителя сластей, обличителя беззакония, отмстителя прелюбодеяния, прежде апостолов апостола, наставника покаяния, ревнителя дерзновения, пристанище в пустыне, столп воздержания, сияние чистоты, образ добродетели, глашатая нового завета. Когда встретила Елисавета Богородицу, - ничего не мешает повторить то же снова: взыграся младенец во чреве ея
[36] и поклонился Владыке естества, светильник - Свету неугасимому.
Родила Елисавета из нечаяния составившийся плод - избороздившего пустыню, начальника небесного караула, указателя собезначального Слова, глашатая достославимой Троицы, любителя чистоты и свидетеля поста, пустынного жителя, отрасль с мест пришельствия, бродившего по (20) пустынным пастбищам, знаемого и друга безначального Отца, Крестителя совечного Слова и созерцателя Святого Духа, посланного в мир возвестить Царство Небесное, спутника ангелов. Родила Елисавета сослужителя архангелов, сопоклонника (25) вышних сил, иорданского громоподобного глашатая, губителя ядовитых ехидн, возвестившего Якорь веры, Исхитителя из геенны, Предтечу благодати, огнь в руках держащего и не обжигаемого, несказанным гласом громыхающего с небес.
(30) Родила Елисавета пустыннолюбивого, словно ангела, сего Иоанна, коего болий не воста в рожденных женами
[37]. Он есть воистину тот, кого воспевает в псалме великий Давид как бы от лица Бога и Отца, говоря: [210] Уготовах светильник помазанному
[38] моему
[39]. На немже процветет святыня моя
[40]. Он есть воистину тот великий Илия. Не фесвитянин, но посредник между законом и благодатью и Предтеча первого, - хотя и по времени второго, - Христова пришествия. (5) Он Ему предшествовал с тем же духом и силою
[41], как сказал архангел Захарии. Какому Захарии? Кровь которого вопиет громче Авелевой
[42]. Он есть предвозвестивший взыгранием и познавший своего Владыку, носимого во чреве, прежде появления на свет. Он, воспользовавшись, как орудием, языком родительницы, предвозвестил еще будучи чревоносим, (10) безотчее рождество. Откуду мне, - говорит, - сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?
[43] Он есть тот, кому предстоит обратити сердца отцем на чада, и противныя в мудрости праведных уготовати Господеви люди избранны
[44].
(15) Он есть плод обетования, Гавриилово благовестие, отрасль вопреки возрасту, плодоносный цвет неплодной, пророк из пророков, пустынный житель, вселенной учитель, звезда, указавшая Солнце, света светильник, воин Царя, друг Жениха, раб Владыки, глас (20) Слова
[45], священнодействовавшего по чину Мелхиседекову, иерей, поскольку удостоен священнодействовать Крещение, самопослушатель
[46] Отца, Предтеча благодати, Креститель Сына, созерцатель Духа, молчание закона, посредник благодати, увенчание пророчества, заключение пророков, (25) глашатай Царства, очищение прегрешений, Предтеча Истины, дверь покаяния, ризохранитель
[47] девства, уготователь спасения, законоположник целомудрия, узда беззаконным, руководитель благозаконным.
Великий Иоанн, богонареченное имя, чрез (30) архангельский глас с небес именование, писанное по гласу молчащего, безгласием отца отнявший бесчадие неплодства, показавший агнца
[48] говорящим перстом, великая похвала воздержания, в теле бесплотный, жемчужина в брении, в скудельном сосуде многоценное сокровище, призывавший посечение секирою [211] на бесплодие душ, пустыннолюбивая горлица Церкви, неумолчные уста, повсюду гремящий глас вопиющаго в пустыни: Уготовайте путь Господень, правы творите стези Его
[49]. Богоглаголивый язык, глас которого и после кончины обличает Ирода и возвещает Пришедшего, говоря: Покайтеся, приближибося Царствие небесное
[50]. Емуже слава и держава и поклонение, во вся веки веков. Аминь.
[1] Мф 11:11.
[2] προοίμιον. См. тропарь Введения во храм.
[3] ἀλλόμενος. У ап. Луки (1:41) - ἐσκίρτησεν.
[4] Быт 3:16.
[5] Образ Бога, саморучно сшившего праотцам хитоны - возможно из произведения, приписываемого мч. Иустину Философу (в настоящее время считается принадлежащим другому автору, видимо, представителю Антиохийской школы, возможно, даже Феодоритом Кирским) «Вопросы и ответы православным»: οὐ γὰρ ζῶα σφάξας καὶ τούτων τὰ δέρματα συῤ
ῥάψας χιτῶνας ἐποίησεν, ἀλλ' αὐτοὺς τοὺς χιτῶνας ἐδημιούργησε τοὺς δερματίνους «Не заклав животных, и сшив их кожи, сделал им ризы, но Сам создал эти кожаные ризы».
[6] Лк 1:5.
[7] Ср. Лк 1:5-6.
[8] Повтор слова в тексте.
[9] Лк 1:7.
[10] Лк 1:8.
[11] Диадима святыни (синод. пер.), или диадема святости, слав. - дщица освящения - прикрепляемая к головной повязке первосвященника золотая дощечка, с находящейся на ней надписью: «святыня Господня» ( см. Исх 29:6;
Исх. 39:30).
[12] Cм. Лк 1:10.
[13] В богослуж. текстах - катапетасма (напр., Окт. гл. 3, канон на утр., 7 п.) - греч. καταπέτασμα - завеса, от глаг. καταπετάννυμι - расстилать, разворачивать, накрывать. Храмовая завеса, отделявшая «святая святых» от святилища - остальной части Иерусалимского храма. (См. Исх 26:31-37: Исх 36:35-38; Евр 9:3). В момент крестной смерти Спасителя эта завеса раздралась надвое (
Мф. 27:51;
Мк. 15:38;
Лк. 23:45). Этой завесе уподобляет ап. Павел плоть Спасителя, давшую нам возможность входить во святая святых (Евр 10:20). В настоящее время катапетасма закрывает в церквях царские врата со стороны алтаря и раскрывется вместе с царскими вратами или отдельно от них в определенные моменты богослужения..
[14] Ср. Лк 1:11.
[15] Лк 1:12.
[16] Лк 1:13.
[17] Лк 1:13.
[18] Лк 1:15.
[19] Лк 1:18.
[20] Лк 1:19.
[21] Ср. Лк !:19.
[22] Ср. Лк 1:18.
[23] Ис 7:14.
[24] Лк 1:28.
[25] Ср. Лк 1:29.
[26] Ср. Лк 1:30.
[27] Ср. Лк 1:31.
[28] Лк 1:34.
[29] καινοτομέω - первонач. - прорубать новую шахтк; вводить что-л. новое (о ереси). Тж. относительно Боговоплощения. См., напр., прп. Максим Исповедник Ambiguae PG 91 1052 D; прп. Иоанн Дамаскин. Фрагмент. PG 96 816 B. Тж. см. тропарь положению пояса Богородицы: о Тебе бо и естество обновляется (καινοτομεῖ) и время/
[30] Лк 1:35.
[31] Приветствовала. См. Лк 1:39-40.
[32] Лк 1:42-43.
[33] См. Лк 1:63.
[34] Ср. 2-й канон на Рождество Христово (твор. прп.Иоанна Дамаскина) 1 песнь, 3 тр.: «Показа звезда прежде солнца Слово».
[35] Т. е. восхода, солнца, восходящего на востоке. Востоком - ἀνατολή - в Священном Писании и в богослужебных текстах именуется Сам Господь. См., напр., Зах 6:12; Лк 1:78. Тж. см. тропарь Рождеству: «И Того ведати с высоты <пришедшего> Востока.»
[36] Лк 1:41.
[37] Ср. Мф 11:11.
[38] τῷ Χριστῷ,
[39] Пс. 31:17.
[40] Пс. 31:18.
[41] Ср. Лк 1:17.
[42] Ср. Прп. Феодор Студит. Слово на третье обретение честной главы святого Претдечи: «громче Авелевой вопиет к тебе кровь (ср.
Быт. 4:10): не должно тебе иметь жену Филиппа брата твоего (
Мк. 6:17).» ().
[43] Лк 1:43.
[44] Ср. Лк 1:17.
[45] Ср. свт. Григорий Богослов. Слово 45 на святую Пасху: «что лучезарнейший Свет следует за предтекшим светильником, Слово - за гласом, Жених - за невестоводителем» (PG 36 600 A).
[46] αὐτήκοος - сам слышавший, свидетель.
[47] στολιστής - хранитель священных облачений. См. IV Цв 10:22.
[48] См. Ин 1:29-34.
[49] Мф 3:3; Мк 1:3; Лк 3:4. Ср. Ис 40:3.
[50] Мф 3:2.