Фарфоровый трукрайм

Apr 13, 2023 23:03


Нашла себе развлечение - серию лекций “Вокруг фарфора” в эрмитажном лектории. Первая была про Мейсен, другие две про Севрский фарфор и Веджвуд. Отношения с фарфором у меня платонические - кроме нескольких чашек ЛФЗ и Дулево, а также крошечной веджвудовской шкатулки (примерно 3,5 сантиметра в диаметре) - я люблю его издалека. Есть у меня небольшая полка с книгами, и на выставках я фарфор не пропускаю.



Мейсенский фарфор я впервые рассмотрела в Дрездене. Коллекция Августа Сильного великолепна. Её демонстрируют в галерее с огромными окнами. Погода в тот день была хорошая и фарфор просто светился в витринах и на держателях. Кроме тарелок и замысловатых украшений для стола, там есть поразительный зал с белыми “моделями” животных и множество раскрашенных реалистичных птиц, которых, наверняка, с удовольствием расставляли в оранжерее или в саду, чтобы они смешались там с живыми экземплярами. Шуточка полностью в духе того времени.



Там же я видела замысловатые часы, в основании которых возлежат сфинксы в кокетливых зеленых чепчиках (ну или накидках). Одна из сфинкс у меня на юзерпике.



В общем, прогулка по этой галерее была лучшей частью поездки (если не считать встречу с оригиналом “Шоколадницы” и квестом по подсчету св. Себастьянов в основном здании музея). Потом еще Эрмитаж выставил свой мейсен в одном зале - не весь, конечно, там сотни предметов, а пластику в основном. Я почему-то эту комнату только случайно нахожу, зато каждый раз очень радуюсь.



Лекция, конечно, иллюстрировалась (почти всегда)  эрмитажными экспонатами. Я слышала и до этого, что мейсенская мануфактура появилась благодаря неудачливому алхимику, который не смог изготовить золото, и должен был предоставить курфюрсту что-то ценное или рисковал лишиться жизни. Но там и дальше были сплошные авантюры, подлоги, промышленный шпионаж, кражи, побеги и шантаж, то есть, ой, дипломатические подарки. А еще были треш и угар: золото, эмалированное под фарфор (потому что фарфоровые чашки тогда были дороже!), слон, изображенный с чьих-то слов, и носорог по гравюре Дюрера, а также китайские рисунки в европейском вкусе и сделанные по их мотивам как бы китайские (более престижные) рисунки. Просто услада для глаз. Сразу же после первой лекции купила билеты на следующие две. Предвкушаю.

Прямой “карантинный” эфир с Екатериной Масловской про венецианское стекло

музеи

Previous post Next post
Up