С преступлениями в этот раз не сложилось. Если не считать преступлением то, что фаянс Веджвуда был настолько хорош, что никто и знать не желает остальной английский фарфор (хотя он и был). Так что я просто покажу три экспоната, которые мне особенно понравились, и поделюсь ссылочками.
Вазы для сливок с крышкой (Эрмитаж)
Предлагаю поупражнять воображение:
- вазы в виде греческих погребальных урн
- покрыты узором в японском вкусе: цветущие хризантемы и сливы
- при этом хризантемы - это осенние цветы, а сливы первыми зацветают весной, так что по символике у нас уже всё два раза разъехалось
- находились эти вазы в павильоне царскосельской фермы, где русская аристократия играла в английскую пастораль (мода на французскую уже прошла), и должны были изображать сосуды для сливок (но вряд ли у кого-то хватило совести действительно использовать настолько тонкую работу для насколько прозаической цели).
Ну и мешанина!
Чашечки для крема (Национальный музей Ливерпуля) Обратите внимание на "сетку", в которую укутана левая чашечка. Изумительно сложная работа, ведь ее и в самом деле вырезали отдельно и закрепляли на изделии. И нужно было тщательно следить, чтобы сетка не повредилась в процессе подготовки, не пересохла, не порвалась при наложении на чашечку. А размеры этих самых чашечек обычно прямо крошечные (8 на 8 на 6 сантиметров примерно)
Медальон британского общества противников рабства (Метрополитен) В 1787 году Веджвуд, который был противником рабства, выпускает на своей фабрике медаль, точнее пластинку с рисунком, который потом будет восприниматься как эмблема аболиционизма. Значительная их часть, что логично, оказалась в США, где такую пластину могли вставить в крышку табакерки, брелок или другую безделушку, чтобы выразить взгляды владельца или владелицы. Конкретно эта пластинка закреплена в держателе, возможно, это настольное украшение или декор для каминной полки.
Что посмотреть
Я видела две большие выставки Веджвуда, обе были в 2014 году в Москве (это как раз был год культурного сотрудничества с Великобританией). Выставка в музее декоративно-прикладного и народного искусства называлась "Непревзойденный Веджвуд" (
видео-репортаж с выставки), а в Историческом -
"Английский завтрак" в России в конце XVIII-XIX вв. г.. У выставки в музее прикладного искусства был роскошный каталог. Тем более интересный, что на выставке было много экспонатов из ливерпульского музея, где
хранятся все знаковые вещи фабрики. У исторического музея в фондах аж
233 предмета Веджвуд. И есть отдельный каталог английской керамики в собрании, где значительное место отведено именно Веджвуду.
А в Эрмитаже и вовсе хранится "сервиз с зеленой лягушкой" - про него и
другие предметы в экспозиции можно узнать из
карантинного эфира.
В этой
телепередаче 1958 года (можно включить субтитры) показывают, как работала фабрика Веджвуд в XX веке. А на канале бренда можно взглянуть на некоторые современные вещи вроде
коллекции, выпущенной вместе с дизайнером Верой Вонг. Вынуждена признать, что мне милее старые добрые сине-белые вещицы с имитацией камей из яшмовой массы. Поэтому лучше
пройдемся по галерее национального музея в Ливерпуле, где как раз выставлен фаянс. А если вы уж совсем страстный поклонник, то можно и посмотреть
любительский ролик из музея "Мир Веджвуда" (увы, там и дрожание камеры телефона, и расфокус, и звук я бы выключила).