. «Аватар»-а
«Ты увидишь наш мир. Там нет зелени.
Они убили свою мать, и здесь делают тоже самое» -
Д.Салли, персонаж из фильма
«Аватар» Д.Кэмерона.
Как уже было сказано сегодня человечество подошло к своему печальному финишу. Технократическая цивилизация оказалась тупиковым путём развития, и никакая даже найденная альтернативная энергия не сможет обеспечить колоссальные запросы мирового населения без уничтожения биосферы планеты . И без того порядком озабоченной «закулисе», помимо развёртывания очередного финансового кризиса с целью снижения потребления ресурсов, следует выдумать более эффективный и надёжный сценарий.
В это непростое время на экраны кинотеатров выходит фантастический фильм режиссёра Д.Кэмерона под названием «Аватар». Для справки: Д.Кэмерон - это режиссёр, снявший в своё время фильм «Титаник», который побил все кассовые сборы и до сегодняшнего момента держался на первой строчке такого хит-парада. Т.е. фильм «Аватар» (который уже грозится побить рекорд «Титаника») изначально рассчитывался на максимально широкую публику.
Вкратце о содержании фильма. В будущем земляне, исчерпав ресурсы Земли, перенесли экспансию на другие планеты, в частности, на Пандору, где проживает местное племя на’ви. Десантник Джейк Салли, инвалид в кресле-катафалке, прибывает на Пандору, чтобы принять участие в проекте учёных под названием «Аватар». Суть его в следующем: человек погружается в некую барокамеру, откуда он может управлять аватарой в лице на’ви. Понятно, что проект создан с целью внедрения в местные племена и их изучения, однако военные, ведомые олигархами будущего, имеют другие планы. Дело в том, что священное древо на’ви (наподобие Иггдрасиля у викингов) стоит прямо на залежах ценнейшего ресурса, сверхдорого, котирующегося на Земле. Джейк Салли становится перед выбором - верно послужить Земле и военным, выдав слабые места обороны на’ви и снова получить здоровый позвоночник (т.е. некий дар технократической цивилизации), либо в лице аватары на’ви сражаться за интересы местных племён.
Первое, что бросается в глаза даже непосвящённому зрителю - это чёткое разделение и противостояние двух различных цивилизационных культур. Технократы Земли для зрителя ясны и понятны. На’ви же напоминают индейцев до-колумбовой Америки - у них есть управленческая система из вождя (структурное управление) и шамана-оракула (безструктурное управление). Поэтому сразу проводится параллель между сюжетом фильма и исторической колонизацией северо-американского материка, когда развивающаяся техногенная цивилизация Запада смела родо-племенную культуру индейцев. С точки зрения Западной региональной цивилизации, террор будущими американцами индейского населения - это принесение света просвещения на просторы Северной Америки. Даже известнейший антрополог и историограф Э.Б.Тайлор, убедительно показавший тот факт, что индейская культура была не примитивной, как её любят изображать, а альтернативной технократии , всё же назвал главную работу по этому вопросу «Нравы североамериканских дикарей». В фильме «Аватар» отношения между цивилизацией Земли и культурой Пандоры имеют тот же самый характер.
В принципе, сама идея противостояния жестоких варваров высоконравственным «эльфам» - не нова , но, сделав акцент на противопоставлении Западной региональной цивилизации некой новой, альтернативной технократии, культуре, Д.Кэмерон показал вызревшую и готовую вот-вот взорваться проблему самоубийства человечества. Особое значение в данном контексте приобретают фразы героев фильма:
Сельфридж (прообраз олигарха): «… делай, как они, думай, как они, они поверят нам. Мы построили школу, учили их языку (…) а отношения с местными всё хуже и хуже». Грейс (женщина-учёный, создатель проекта): «А вы ожидали других результатов, стреляя по ним?».
Майлз Кворитч (военный, олицетворение воинствующей технократии): «Программа «Аватар» полная хрень, бред учёных-импотентов. Однако она открывает предприимчивым людям уникальные возможности».
Сельфридж (прообраз олигарха): «Просто узнай, что надо этим синим обезьянам (на’ви - наше пояснение). Мы ведь пытались дать им медицину, образования, дороги, но… они же любят грязь!» .
Джейк Салли (главный герой): «Они не отступят и не пойдут на сделки. За что? За дешёвое пиво? За джинсы? Нам нечего им предложить. (…) Они не бросят свой дом». Он же: «Вот значит как! Если у кого-то есть то, что тебе нужно, объявляешь его врагом, а потом спокойно грабишь! ».
Сельфридж (прообраз олигарха): «Нет, это - тупые дикари, и живут они на деревьях!» .
Таким образом видно, что Д.Кэмерон огромный упор сделал на «опускании» в глазах массового зрителя технократической цивилизации Запада с США в главной роли и её безнравственного фундамента. В материалах КОБ о проворачивании «закулисой» глобального сценария «опускания» США и американского «потреблятского» образа жизни для сохранения биосферы Земли от всепожирающего потребителя писалось и говорилось не один раз. Мы воспользуемся уже приводимым источником:
«Если США, Англия и некоторые другие сторонники капитализма не гнушаются средствами массового уничтожения части «лишнего» населения (к которому они относят и Россию) методом запуска третьей мировой войны, то континентальное масонство понимает, что война примет ядерный характер и тогда всем конец. Поэтому континентальные кланы запустили сценарий опускания США, согласно которому Ротшильды отказались от фиксинга золота по отношению к доллару в 2004 году. Стали возвышать евровалюту и несколько поддерживать рубль.
Видимо к осени 2008 года эти континентальные глобальные кланы решили, что их час настал. Это они устроили с помощью их мировой агентуры (которая есть и около руководства США) вторжение в Южную Осетию . Цель - опускание США с помощью России и главное - расшевелить русского медведя на подвиги во имя этого глобального сценария» . - выделение жирным курсивом наше.
Это значит, что основная идея фильма «Аватар» (противопоставление технократической цивилизации альтернативной культуре) полностью укладывается в этот глобальный сценарий «закулисы». Это заставляет обратить внимание на ещё одну идею фильма - пантеизм .
Джейк Салли (главный герой): «Она (одна из на’ви, кандидат в будущем на должность шамана-оракула) всё время говорит о каких-то «потоках энергии», о духах…». Он же: «Я пытаюсь понять глубокую связь между лесом и народом на’ви. Она говорит о потоке энергии, который пронизывает всё вокруг».
Индейцы до-колумбовской Америки тоже, как правило, имели в основе пантеистическое мировоззрение. Обожествляя Природу, природные явления, они наделяли её разумом и душой. На’ви Д.Кэмерона ко всему прочему исповедуют связь с некой «общевселенской энергией» , что уже является элементом так называемого «учения Абрахама» (экзотерическая база которого дана в фильме “The Secret” и одноимённой книге Р.Берн). В основе пантеистического мировоззрения вообще лежит, в первую очередь, бережное или даже священническое отношение к природе, к её богатствам и ресурсам. В положении, когда, по оценкам экологов, на Земле каждый день вымирает 3 вида растений и животных , пантеизм, внедрённый в приемлемой оболочке в массы, может стать спасительной тростинкой для утопающего в болоте. А сокрытие знания о Боге как об иерархически наивысшем всеобъемлющем управлении, русло которого человеку должно различать, понимать и частично осваивать в применении к себе, даёт «закулисе», которая утопает в болоте вместе со всеми, гарантию на сохранения толпо-«элитарной» системы на основе не-технократической, а альтернативной культуры путём оставления за собой монополии на сокровенное (в терминологии посвящённых - эзотерическое) знание. Причём, если рассматривать степень крайности, то в совокупности с активной политикой постепенного избавления от «лишнего населения» , «закулисой» может быть провёрнута попытка возврата человечества если и не к первобытным, то близким к тому временам, что даст, кроме сохранения биосферы, ещё и замедление циркуляции информации в обществе. Такая деятельность может быть проведена в рамках глобальной управляемой катастрофы (о возможности потери управления «закулисой» см. ниже). Именно об этом сценарии и о своём предполагаемом месте в нём упомянул Майлз Кворитч, олицетворение «элиты» США, когда сказал: ««Программа «Аватар» (сценарий разворачивания альтернативной культуры «закулисой» - наше пояснение) полная хрень, бред учёных-импотентов. Однако, она открывает предприимчивым людям уникальные возможности».
Однако же, как «закулиса» пытается вписаться в процесс управления, ведомый Промыслом, так и в фильме «Аватар», идея цивилизации человеков как альтернативы технократическому толпо-«элитаризму» успешно вписывается знаком Свыше в идейный фон сценария «закулисы». Под такой идеей в фильме мы подразумеваем Эйву.
Джейк Салли (главный герой): «А кто же тогда Эйва?». Н.Спеллман (учёный-антрополог): «Кто же Эйва? Да так, божество… Богиня, Мать всех живых существ! Всего вокруг! Ты бы знал, если бы хоть немного готовился».
Т.е. Эйва - это некий Творец в древне-языческой оболочке . Как становится ясно в конце фильма, Эйва не просто Творец, она ещё и имеет влияние на мир (в данном случае, на Пандору). Очень примечательна сцена с разговором главных героя и героини возле Древа Жизни, главной связи на’ви с Эйвой. Перед этим происходит акт молитвы, в котором сплетается всё то, о чём мы писали выше (противопоставление культур, пантеизм, Промысел в лице Эйвы):
Джейк Салли (главный герой): «Непривычно разговаривать с деревом. Но если ты слышишь, я хочу тебя предупредить. (…) ты увидишь наш мир. Там нет зелени. Они убили свою мать, и здесь делают тоже самое. Небесных людей (землян - наше пояснение) станет всё больше. Они будут прибывать, как нескончаемый дождь… если мы их не остановим. Послушай… ты ведь для чего-то меня выбрала. Я пойду до конца, ты же знаешь. Мне бы только немножко помочь…».
В этот момент к нему подходит Нейтири (главная героиня, на’ви): «Великая мать не может быть на чьей-то стороне. Она сохраняет равновесие жизни». Джейк Салли (главный герой): «Я попытался».
Как говорится в русской поговорке, «попытка - не пытка». Далее по фильму Эйва приходит на помощь обратившемуся к ней, чем до предела шокирует на’ви. К этому надо добавить, что в фильме уже совершилось к тому моменту преображение героя из безнравственного солдафона в добронравного вождя на’ви. Это выглядело примерно так:
В начале фильма Нейтири (главная героиня, на’ви), недовольна Джейком за то, что он не видит (т.е. не понимает) очевидных вещей: «Твоя вина, твоя! Ты, как ребёнок, делаешь, что не знаешь. (…) Безтолковый, как ребёнок! Ты как младенец…». Середина фильма, Грейс (женщина-учёный, создатель проекта): «Посмотри на мир её глазами. Пойми суть того, что она говорит!». Далее, монолог Джейка: «Прошло всего 3 месяца. Я с трудом вспоминаю прошлое. Я уже не знаю, кто я». И, наконец, ближе к концу фильма, когда происходит ссора на почве сокрытия главным героем секрета: Нейтири (главная героиня, на’ви): «Ты обо всём знал!». Джейк Салли (главный герой): «Да. Сначала это был просто приказ (исходивший от Кворитча, олицетворения технократического толпо-«элитаризма» - наше пояснение). А дальше всё изменилось. Я научился любить! Научился любить этот лес, всех вас, народ аматикая… тебя. Я люблю тебя !».
В контексте нашей работы это знаменует, что для определённой части общества произойдёт процесс нравственного преображения вплоть до установления необратимого человечного строя психики. Эта часть общества, разумеется, образует соборность (в образах фильма об этом монолог Джейка: «На’ви верят, что каждый из нас рождается дважды. Во второй раз - когда твой народ принимает тебя. В себя»).
Итак, подводя итог, мы можем свести расшифровку главных образов фильма в некую последовательность. В результате развития технократической цивилизации на основе толпо-«элитарного» строя, человечество вплотную подошло к реальной возможности своей гибели. Чтобы не допустить подобного развития событий, но, вместе с тем, сохранить имеющуюся власть, глобальный предиктор в рамках одного из сценариев будет пытаться провести смену технократической культуры на природо-обожествляющий пантеизм в совокупности со снижением научно-технологического прогресса (и продуктов его достижений) и снижением мирового населения. Однако, как гласит ещё одна русская поговорка, «против Бога не попрёшь», и этот сценарий ГП будет всячески стараться уложить в русло перемен, исходящих от Промысла. Эти перемены будут выражены, в первую очередь, в распространении человечности в обществе, поэтому если сценарий «закулисы» и удастся, то только частично (в образах фильма это можно наблюдать в финальной сцене, когда пленных в битве землян оставляют в живых и отправляют домой, олицетворяя таким образом возможный вариант хотя бы временного сосуществования двух антагонистических культур - человекообразных землян и человечных на’ви).
Таков наш анализ фильма Д.Кэмерона «Аватар». Вспоминая об уже описанных выше событиях зимы 2009 года, можно увидеть, что прогноз американского режиссёра не просто реален, но и довольно близок к нам в хронологическом смысле.
Однако, для окончательной доработки темы, нам следует проанализировать остальные события.