(Продолжение. Начало:
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9)
Лисы (окончание)
2. Лисий бог и Собачий бог
В 1881 году была поставлена пьеса Кацу Гэдзо: Третьего «Вся верность и почтительность по правилам дома Огасавара» ( 小笠原諸礼忠孝 «Огасавара сёрэй-но оку-но тэ»). Название, как мы увидим, во многом издевательское: пьеса посвящена смутам, неурядицам и предательствам в княжеском доме Огасавара на заре XIX века и, как было модно в эпоху Мэйдзи, обличает безобразия токугавского старого режима. Эти безобразия не обошлись без лис и призраков.
Знатный дом Огасавара владеет княжеством в провинции Будзэн. Князь, молодой и недалёкий Огасавара Будзэн-но-ками, как и положено, должен изрядное время проводить со своей свитой в ставке, в Эдо (где почти постоянно проживает его влиятельный родич То:то:ми-но-ками). Князя сопровождают, в частности, его самураи - хлопотливый О:иси и молодые Окада Рё:сукэ и дальний родич, красавец по прозвищу Инугами - «Собачий бог». В Эдо этот Инугами сошёлся с гулящей девицей из чайного домика по имени Одай, она ответила ему взаимностью, и когда Инугами узнаёт, что она от него забеременела, то обещает выкупить её у владельца заведения и увезти домой, когда господин со свитой двинется на юг, - благо она тоже родом из земли Будзэн. Всё как положено в трогательной пьесе «про любовь». Но дальше начинается сбой за сбоем. Деньги на выкуп у Инугами есть - но не признаваться же господину, что увозишь с собою гулящую девицу? Уж лучше представить её как собственную давно потерянную и вновь обретённую сестру! Будзэн-но-ками совсем не гневается, девушка ему очень понравилась - настолько, что он немедленно делает её своей наложницей. Инугами и Одай понимают, что их ребёнка можно будет выдать за княжеского первенца, а это сулит огромные выгоды, так что сложившееся положение всех устраивает.
Вернувшись домой, князь подпадает под дурное влияние любовницы, которая чужда всякого благочестия. Например, он отправляется на охоту в священные угодья близ горы Мё:дзин, где такие забавы строжайше запретны. С ним - наложница и свита. К одному из самураев обращается старик-крестьянин: «Где бы мне отыскать господина Инугами? Хочу поблагодарить этого доброго человека - он писал, что выкупил из весёлого дома мою приёмную дочку и обещал привезти её домой!» Это слышит О:иси, друг Инугами; сообразив, что к чему, он спешит исправить положение: «Твою дочь пришлось устроить на другую службу - она так хотела поддержать свою семью! Конечно, кое-какие деньги мы сможем выделить тебе уже сейчас, в возмещение напрасных ожиданий». Старик благодарно кланяется - а О:иси бьёт его охотничьим ножом. Раненый бросается бежать, и чуть не сбивает с ног саму Одай, которая в свою очередь хлещет его своим поясом, так что тот, наконец, падает без чувств. Подоспевший Инугами выясняет, что произошло, и одобряет женщину; та улыбается: «Ради будущего нашего дитяти - да хоть убейте его!»
Между тем охота продолжается, князь уже почти затравил старого седого лиса. Внезапно его воин и родич, Огасавара Хайто, становится между зверем и господином. Хайто - главный положительный герой этой истории, и ему уже давно не нравится то, как влияют на молодого князя новая любовница и старый дружок Инугами. «Ты забыл, господин мой, какой сегодня день? - укоризненно говорит Хайто. - Годовщина смерти одного из твоих славных предков - лучше бы тебе заказать поминальный обряд, чем забавляться кровопролитием!» Лис тем временем убегает. Князь смущён, и Инугами решает немедленно вмешаться: «Как смеешь ты, Хайто, осуждать князя? Наш долг - повиноваться господину и следовать за ним, даже если его поступки и решения для нас непостижимы!» Князь говорит: «Да-да, именно так!» - и распоряжается по возвращении отправить Хайто под домашний арест, а сам едет развлекаться дальше. Инугами тайно приказывает одному из своих людей перехватить Хайто по дороге и прикончить его - уж больно тот стал мешать. Однако убийца опаздывает: некий неизвестный пехотинец, по имени Кикухэй, успел перехватить Хайто, предупредить об опасности, посадить в носилки и благополучно отправить домой. «Что за Кикухэй?» - удивляется Инугами, услышав о неудаче. Никто такого не знает; и неудивительно - это не кто иной как спасённый из беды лис, оказавшийся благодарным оборотнем.
Накамура Кайся в роли лиса, 1939 год
Следующее покушение тоже проваливается: когда Инугами в знак примирения присылает для Хайто бутылочку сакэ, тот решает сперва немного полить этим зельем цветочки - и остаётся совершенно не доволен тем, как они немедленно зашипели и пожелтели. Хайто понимает, что с Инугами ему не ужиться - князь же, увы, предпочитает слушать Пёсьего бога, «брата» обожаемой Одай, и большинство самураев тоже на их стороне. «Если из-за княжеской слабости уже начинаются нечестия и убийства - в опасности всё княжество», - решает Хайто. Выход он видит один: написать старшему в роду, влиятельному То:то:ми-но-ками, и просить его приехать и навести порядок. А если потребуется - даже просить сёгуна о смещении здешнего нынешнего князя!
У Хайто были слуга Кохэйдзи и служанка Охая, они влюбились друг в друга и тайно поженились, хотя происходили из разных сословий и брак этот был основательным нарушением законов. Хайто, узнав об этом, молодую пару пожалел и не только не покарал, но даже дал им денег на обзаведение хозяйством и начало новой жизни. Теперь она купили лодку и работают гонцами. Узнав, что Хайто попал в опалу, Охая хочет чем-нибудь помочь бывшему хозяину. Ей он и вручает своё тайное послание в Эдо.
Не надо недооценивать Инугами: он установил слежку за домом и посетителями Хайто. Слежку осуществляют всё тот же О:иси, что ранил старика-крестьянина и передал бутыль с отравой для Хайто, и другой друг Инугами, молодой Рё:сукэ. Охая давно приглянулась О:иси, и когда ночью в грозу она спешит к мужу, О:иси следует за ней, настигает на полпути и начинает грязно приставать, по ходу борьбы обнаруживая, что женщина несёт какое-то письмо. Охая зовёт на помощь, и помощь приходит - к сожалению, это Рё:сукэ. От насилия он её спасает, прикинувшись дружинником Хайто, и предлагает отдать ему письмо - «господину нужен более надёжный гонец, сама видишь…» Женщина соглашается, но вернуть письмо готова только в собственные руки Хайто. Рё:сукэ берётся её проводить - гроза, льёт как из ведра, тьма кромешная… На мосту через замковый ров при вспышке молнии Охая замечает наконец, чьи гербы носит её спаситель, хочет бежать - но Рё:сукэ резко вырывает у неё письмо и сбрасывает несчастную в ров. А с внешнего берега в очередной вспышке молнии всё это видит Кохэйдзи - в такую погоду он решил пойти жене навстречу и проводить её. Он бросается на Рё:сукэ, тот вырывается и убегает, оставив клок своего рукава в руках разъярённого гонца.
Бежит он к Инугами, и того совсем не радуют новости о том, что Хайто пытается наладить переписку с Эдо. «Благодарю, Рё:сукэ, - говорит он, - вот тебе награда. Но теперь придётся тебе скрыться, раз ты оставил в чьих-то руках такую улику против себя. Не тревожься - о твоей семье я, конечно, позабочусь. А Хайто нужно будет всеми правдами и неправдами упечь в настоящую темницу до конца его дней, как предателя».
В следующем действии мы лишний раз убеждаемся в подлости Инугами: он и не подумал помочь матери, жене и малым детям бежавшего Рё:сукэ. Те голодают, болеют, хуже того: каждую ночь им является призрак Охая. У жены Рё:сукэ пропало молоко в груди, младенец голодает, старшая дочка едва держится на ногах… Даже торговцы, зашедшие получить долги с этой самурайской семьи, проникаются состраданием к несчастным и не только отсрочивают выплату, но оставляют им кое-что из одежды.
Внезапно Рё:сукэ возвращается в родной дом - он оборван, измождён и совершенно пьян; ему и в голову не приходило, что Инугами не сдержал слова, и теперь он, беглец, рассчитывал хоть ночь переночевать и подкрепиться в родном доме. Жена встречает его гневно: «Мы все погибаем из-за убийства, которое ты совершил на мосту!» - «Это клевета…» - вяло отпирается Рё:сукэ, но у его домашних есть неопровержимое свидетельство его вины - свидетельство самой жертвы! Призрак является, Рё:сукэ выхватывает меч и отмахивается, едва не перебив всю семью, старуха-мать проклинает и своего сына, и его дружков, и собственную горькую долю… Только тут Рё:сукэ, с которого слетел весь хмель, понимает, как обошёлся с ним Инугами, и приходит в ярость. Он понимает, что жаловаться князю бесполезно - Инугами и Одай того переубедят; видно, прав был Хайто - надо спешить в Эдо и просить помощи у То:то:ми-но-ками, пока не поздно! Чтобы защитить своих родных от мести Инугами, если тот прознает о его замысле, Рё:сукэ громогласно отрекается от них - авось соглядатаи Инугами (они уже чудятся бедняге за каждым углом) об этом доложат! К сожалению, его дочка принимает всё это всерьёз. Она не понимает, из-за чего так гневается батюшка, боится, что это она в чём-то провинилась и всех поссорила - и, как положено в таком положении девочке из самурайской семьи, вонзает ножик себе в горло. Пока все хлопочут вокруг неё, умирает и без того еле живой младенец - и тогда мать и бабка решают последовать примеру девочки. Полубезумный Рё:сукэ, забрызганный кровью всех женщин своей семьи, выбегает из дома в ночь.
Вскоре в замок приходят скверные для Инугами и его возлюбленной вести: То:то:ми-но-ками откуда-то узнал о неприятностях в княжестве и движется на юг с полученными от сёгуна огромными полномочиями - вот-вот он будет уже здесь! Никто не понимает, как это могло случиться - до Эдо так далеко, никакой гонец не успел бы, да и кому посылать такого гонца? Откуда им знать, с какой скоростью умеют передвигаться лисы-оборотни…
Перепуганный О:иси заявляет: «Инугами, мы все пропали! Напрасно ту бабу в ров сбросили! Напрасно Хайто заточили! Единственный выход - перехватить эдосца на границе и убить!» Эти речи подслушивает Кохэйдзи - он уже выяснил, кто убил его жену, а теперь догадывается, кто стоит за этим преступлением. И тут он замечает как из усадьбы Инугами осторожно крадётся какая-то тень - и узнаёт её. Это не кто иной как Рё:сукэ - он сумел незаметно проникнуть в дом, похитить письмо, которое сам когда-то отдал Инугами, а заодно и брачный договор между Одай и Инугами, скреплённый печатью. ОН бежит с этими бумагами навстречу То:то:ми-но-ками, а за ним устремляется в погоню Кохэйдзи.
Дзицукава Эндзяку Второй в роли Рё:сукэ из той же постановки 1939 г.
Большая дорога из столицы проходит через плотину, мимо водоподъемного колеса. Здесь должен проехать эдосец; сюда на следующее утро прибегает еле живой от усталости Рё:сукэ; здесь из засады навстречу ему поднимается опередивший его Кохэйдзи. Рё:сукэ умоляет его отсрочить месть - он должен выполнить важнейший долг перед господином и перед всей землёй Будзэн! Но вдовец неумолим - он выхватывает меч, и после короткой схватки Рё:сукэ падает, изрубленный. Перед смертью он успевает попросить своего убийцу: «Отдай эти бумаги господину То:то:ми…» Поколебавшись, тот соглашается.
На плотину въезжает эдоский Огасавара в сопровождении свиты, Кохэйдзи вручает ему обе изобличающие злодеев грамоты - но тут из-за колеса гремит выстрел, и вельможа падает с коня. Его челядь бросается за стрелком (в некоторых постановках им оказывается О:иси), настигает и убивает. А один скромно одетый челядинец никуда не бежит, а подходит к мертвецу, подбирает бумаги и внимательно их просматривает.
Хайто, которому лис тем временем помог бежать из темницы и добраться невредимым до плотины, видит эту картину: лежит мертвец, над ним стоит и читает бумаги какой-то пеший самурай, и оба похожи друг на друга как две капли воды. Поколебавшись, Хайто шагает вперёд и кланяется самураю: «Дядюшка! Господин То:то:ми-но-ками, наконец-то!» - «Здравствуй-здравствуй, - отвечает тот. - Экое у вас безобразие творится! И двойника моего жалко - хорошо, тот твой парень, Кикухэй, хоть меня успел предупредить…» И они вместе со свитой направляются в местную усадьбу То:то:ми-но-ками.
Афиша к современному спектаклю
Одай тем временем тайком сама отправилась встречать эдосца - и по дороге она узнаёт о покушении. Инугами её об этом замысле не предупреждал - а она так рассчитывала, что вид беременной возлюбленной Будзэн-но-ками разжалобит вельможу, и он велит родичу, наконец, признать её своей женой, а их будущего сына - наследником! Увы, Инугами давно уже не считает нужным советоваться с нею. Появляется То:то:ми-но-ками в сопровождении Хайто, который объясняет эдосцу всё, что осталось непонятным из документов, и в руках у них - брачный договор. Всё потеряно - у Одай нет больше сил бороться, и она перерезает себе горло.
Будзэн-но-ками, потрясённый разоблачением и гибелью возлюбленной, охотно прислушивается к увещеваниям родичей и приказывает схватить Инугами. Тот успел запереться в замке и готов оборонять его с последними оставшимися приспешниками; Огасавара колеблются, не решаясь штурмовать собственную неприступную крепость. И вновь на сцену выходит лис - он пляшет, завораживая Инугами, тот бросается за ним. Лис проскальзывает сквозь запертые ворота крепости, Инугами, не в силах сбросить чары, отпирает засовы, чтобы следовать за ним - и немедленно оказывается схвачен осаждающими.
«Надеюсь, теперь в краю Будзэн будет наведён порядок, - говорит лис господам Огасавара. - И никаких больше охот в неурочное время и в неположенных местах! Тогда я позабочусь о том, чтобы дальше ваши дела пошли лучше…» Князь, эдосец и Хайто благодарят лиса и обещают выстроить ему святилище как богу - покровителю их дома. На том и пьесе конец.
Первые зрители могли не сомневаться, что покровительство лиса полезно - несмотря на все безобразия, творившиеся при старом режиме, в мэйдзийской Японии потомки дома Огасавара весьма преуспели и были пожалованы новыми титулами - кто маркизом, кто виконтом…
(Продолжение будет)