«Картинки с лошадьми» 絵馬, эма (1)

Sep 18, 2010 03:07


 1. История
Так по-японски называются вотивные таблички: короткие записи молений и обетов, обычно с картинкой, подносимые в храм или святилище. Нынешние эма - обычно деревянные дощечки в ладонь величиной (15 на 8 см) с дыркой для шнурка. Их подвешивают на особые стойки в святых местах.





Посмотреть на Яндекс.Фотках
Самая распространенная форма - пятиугольная, «домиком». Это очертание прочно связано с обетами, паломничеством, благочестивым странствием - поэтому его используют и для разных сопутствующих целей: в виде эма делают сами стойки для табличек, дорожные указатели на поворотах к святилищам и храмам, вывески, объявления (например, о сборе пожертвований), заголовки сайтов, посвященных благотворительности.


Правда, встречаются и другие очертания вотивных табличек. Среди них - лисья морда (в святилищах божества Инари), правильный пятиугольник (гокаку, об этом ниже), кружок, прямоугольник, фигурка в виде тыквы-горлянки.
 Ранние эма относятся еще к VIII в.: это не деревянные, а глиняные таблички с выпуклым изображением лошади. Считается, что по происхождению это - замена настоящих коней, приносимых в дар богам ками. Не всякий прихожанин мог позволить себе такой дар, не каждое святилище могло прокормить живых божьих коней, так что картинки были удобны и тем, и другим. В письменных источниках дощечки с лошадьми упоминаются начиная с X в., это уже не глиняные, а деревянные пластинки, хамма. Любопытно, как их считают: такой-то господин преподнёс в храм, допустим, хамма иппики, «одну лошадку на доске», счетное слово тут - не как для картин или досок и не как для лошадей, а как для мелких животных (хики, «хвост»).



Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

С XVII в., наряду с обычными маленькими, пошли в ход большие доски со сложной богатой росписью, с украшениями из золота и перламутра. Такой дар стоил подороже настоящего коня, заказывал его обычно купеческий дом, а изготовляли мастера-художники.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Для таких картин при храмах стали строить особые «залы для лошадиных картинок», эмадо:. Нечто вроде картинной галереи, где доски с изображениями выставлены и внутри, и снаружи под навесом крыши. Если обычные таблички принято было регулярно сжигать, то эти хранились - чтобы следующие поколения прихожан видели щедрость старинного купечества. И брали бы пример.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Сюжеты купеческих эма - не только кони и конские табуны, но и корабли с товарами (благодарственный дар за успешное плавание), и сцены из спектаклей (без театра в тогдашней жизни горожан вовсе ничто не мыслимо), и изображения почитаемых существ (часто - на тему местной храмовой легенды, которую перед прихожанами разыгрывали актеры на праздниках).



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Корабль прибывает в гавань


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Как и корабль в гавани, стрелок, попавший в цель, может означать просто «достижение цели» - тут стрелок даже не с луком, а с пищалью. А мишень - на веере, как повелось с давних пор.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Храмовая процессия


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Дитя в окружении свитков и грамот - чтобы хорошо училось

Многие старинные эма, рассчитанные на долгое хранение, погибли в эпоху Мэйдзи (вторая пол. XIX в.), когда государство взялось за отделение святилищ «родных богов» от буддийских храмов. Погибли - или были проданы и в итоге оказались в западных музеях и частных коллекциях.
Однако традиция не прервалась. Вот, например, табличка времен русско-японской войны - за победу отечественного оружия.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
В начале XX в. мастерские по изготовлению сложных больших эма разорились и закрылись, до конца века уцелела только одна такая лавка в Токио.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Здание лавки и образцы её товара

(На табличке видны два знака め, один правильный, другой в зеркальном отображении. Эта буква читается как мэ, имеются в виду глаза, мэ, - для моления об исцелении от глазной болезни.)

Обычные современные эма - или со штампованной картинкой, изготовленные при храме, или расписанные самим молящимся. Правда, в последние лет десять художники снова стали брать заказы на авторские эма - в стиле народного искусства, в манере манга и т.д. Часто такие заказы принимаются через блоги, в том числе и в ЖЖ.

Блог Кацуёси Ивата

Сайт с современными эма

(Продолжение будет)

звери, буддизм, синто, Япония

Previous post Next post
Up