Инари и лисы - 1

Oct 09, 2010 23:04

Инари и его святилища

Божество Инари 稲荷, «Носильщик риса», - один из первых богов ками, кого стали изображать. Инари может выглядеть и как мужчина крестьянского вида со снопами риса, и как красавица-дама в богатом одеянии. Но неизменно в сопровождении лисиц 狐, кицунэ.


Посмотреть на Яндекс.Фотках 
Хокусай в сборнике «Манга» показывает, как рисовать оба обличия Инари.
 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Самое знаменитое святилище Носильщика Риса - это Фусими-Инари-тайся к югу от города Хэйан (в современном городе Киото). Считается, что поначалу это было святилище семьи Хата (по происхождению - иноземной, китайской, но прочно укоренившейся в Японии). Оно было основано в 711 году, когда города Хэйан ещё не было. Когда в конце VIII в. выбирали место для новой столицы, было учтено в том числе и то, что здесь, на реке Камо, живут переселенческие семьи, издавна верные государеву дому, - и среди них Хата.
Божество, почитаемое в святилище Фусими, исходно выполняло роли, свойственные многим ками: покровитель земледельцев и хранитель родовых могил. Есть гипотеза исследователя японских мифов Горай Сигэру насчет того, почему Инари сопровождают лисы. Ведь лисицы норы роют в земле, а охотятся в полях: получается зверь-посредник между горой или курганом, где погребены предки, и полем, где растят себе пропитание их потомки. А предкам молятся о процветании семьи, а значит, об урожае. Для японского слова кицунэ, «лисица», Горай Сигэру приводит толкование ки-цу нэ - от уки-цу-нэ, «корни пищи», и предполагает, что и зверя, и божество называли этим заместительным именем вместо настоящего, тайного (как у нас - медведя).


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Позже святилище Фусими становится значимым для всей Столицы и для всего государства. Бог Инари оказывается покровителем не только для местных рисоводов, но и для всех, кто доставляет припасы в город: и в казенные амбары, и в частные закрома столичных чиновников; а затем - и вообще для крестьян и торговцев по всей стране.
Возможно, как раз поэтому Инари и начали изображать. Ни местному, ни родовому божеству изображений не нужно: кто его почитает, и так про него знает всё, что нужно. Иное дело - бог-покровитель целой отрасли хозяйства, не чужой для множества людей из разных мест.
По современным подсчетам, всего в Японии святилищ Инари - больше 30.000. Или примерно треть от всех святилищ страны. А святилище Фусими остаётся всеяпонским. Подтверждение тому - знаменитые галереи из ворот-тории, поставленных вплотную друг к другу, длинными рядами. Это подношения от разных дарителей - ведь какими бы передовыми технологиями ни кормились люди, хочется видеть в своём деле какую-то древнюю, крестьянскую основу. Есть ворота от предприятий, а есть от частных лиц, иногда их заказывают вскладчину.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Почему дарят именно ворота - есть разные объяснения. Например: именно у всевозможных ворот на дорогах старинным носильщикам риса и прочих товаров приходилось платить за проход. Чтобы поборы были легче для того, кто идёт, или чтобы сбор был богаче для того, кто стоит и не пущает, - так или иначе доход от ворот напрямую зависел…
Подборка фотографий Фусими-Инари-тайся

Ещё одно знаменитое святилище Носильщика Риса - Касама Инари-дзиндзя   笠間稲荷神社 в префектуре Ибараки на восточном побережье острова Хонсю:. По здешним преданиям, Инари весной спускается с гор, чтобы стать полевым божеством (та-но ками), а на зиму возвращается в горы после празднества урожая. Касама считается старейшим святилищем Инари, основано оно при государе Ко:току в 651 г.

image Click to view


Обрядовая пляска в Касами-Инари-дзиндзя.

Бога Инари уверенно относят к ками (а не к тэн, индийским божествам), но в мифологических разделах древних летописей о нём ничего не говорится. Там упоминаются Ука (Уга)-но Митама-но ками 宇迦之御魂神 - богиня земледелия (в «Анналах Японии») и парное к ней мужское божество Уга-но Митама-но микото 倉稲魂命(«Записи о деяниях древности»). Ещё в «Анналах» есть Укэмоти-но ками保食神, а в «Записях» - Оогэцу-химэ-но ками 大宜都比売, богиня пищи, из тела которой появляются съедобные растения. И Ука-но Митама, и Оогэцу-химэ отождествляются с Тоёукэ 豊受, богиней-кормилицей из святилища Исэ. И эти же богини могут отождествляться с Инари.

Историю почитания Инари и его современные разновидности разбирает Карен Смайерс вот в этой книге: Smyers K. The Fox and the Jewel: Shared and Private Meanings in Contemporary Inari Worship. Honolulu, 1999.

С буддийским обрядом почитание Инари совмещается с начала IX в. Известно, что при строительстве города Хэйан дерево на постройку храма То:дзи брали с горы Фусими. По преданию, в 816 году Инари сам явился в этот храм. Встречал его там монах Ку:кай, основатель школы Сингон, знаменитый чудотворец. Монах увидел старика со снопами риса и понял: это бог. И договорился, что храм То:дзи и святилище Инари будут отныне заодно. Говорят, Ку:кай помнил, как в одном из прежних рождений он вместе с Инари слушал проповедь Будды Шакьямуни…
Предания о храме То:дзи и святилище Фусими приводятся в «Записках о происхождении великого ясного бога Инари» 稲荷大明神流記, «Инари-даймё:дзин рю:ки». Составителем этой книги считается Синга, родич и ученик Ку:кай, но скорее всего, она появилась не раньше XIII в.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Инари-старец. Скульптура эпохи Эдо, хранится в музее Гиме.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

(Продолжение будет)

звери, боги, Япония

Previous post Next post
Up