(Продолжение. Начало
здесь)
2. А судьи - кто?
Государь Эмма судит умерших не один: ему помогает множество чиновников разных рангов. Что и неудивительно, если учесть объём работы и ответственность. Эта подземная канцелярия в Японии известна по китайским преданиям, и не все персонажи сколько-то подробно обсуждаются. Но вот главные двое сподвижников Эмма: судьи Тайдзан-фукун и Годо:-Тэнрин-о:.
Тайдзан-фукун (泰山府君 кит. Тайшань фуцзюнь) изображается по левую руку от Эмма-о:. Это бог китайской горы Тайшань (泰山), которую ещё до знакомства с буддизмом в Китае считали входом в мир мёртвых. Камни с этой горы, по преданию, имеют защитную силу. Правитель горы Тайшань отвечает за учёт добрых и злых дел и за определение посмертного воздаяния.
Почитание Тайдзан-фукун в Японии известно с X в., причём тогда, в эпоху Хэйан, обряды ему совершали не только монахи, но и наставники Пути Темного и Светлого начал, оммё:дзи, то есть гадатели и знатоки календарного дела. Сохранился свиток, на котором такой обряд совершает сам Абэ-но Сэймэй, знаменитейший гадатель и кудесник. Вокруг сидят помощные духи, сикидзин. По мотивам этого свитка сделана современная композиция из кукол из музея хэйанского быта.
Годо:-Тэнрин-о: (五道転輪王), Государь, Вращающий Колесо Пяти Путей, изображается по правую руку от Эмма-о:. «Пять путей» здесь - пути перерождения: в ад, в миры голодных духов, зверей, воинственных демонов-асур и богов (есть ещё шестой - путь в мир людей).
Кроме этих двух ближних сановников есть ещё семь судей, так что всего получается десять подземных государей, считая самого Яму. Умерший должен держать ответ перед каждым из них, и как раз к дням суда приурочены буддийские дни поминовения. В каждый из этих дней можно молиться одному из будд, бодхисаттв или «светлых государей», чтобы те помогли подсудимому.
Седьмой день после смерти: судит государь Синко:-о: 秦広王, заступается светлый государь Фудо: (Ачаланатха).
Четырнадцатый день: судит государь Сёко:-о: 初江王, заступается Будда Шакьямуни.
Двадцать первый день: судит государь Со:тэй-о: 宋帝王, заступается бодхисаттва Мондзю (Манджушри).
Двадцать восьмой день: судит государь Гокан-о: 五官王, заступается бодхисаттва Фугэн (Самантабхадра).
Тридцать пятый день: судит сам государь Эмма-о: 閻魔王, определяя, в каком мире переродится умерший. А заступается бодхисаттва Дзидзо: (Кшитигарбха), про которого известно, что он спасает всех, даже самых злостных грешников.
Сорок второй день: государь Хэндзё:-о: 変成王 уточняет приговор, решая, в каком месте в назначенном мире предстоит возродиться умершему, в какой семье и т.д. Заступается бодхисаттва Мироку (Майтрейя).
Сорок девятый день: государь Тайдзан-о: 泰山王 назначает, какого пола будет подсудимый в новом рождении, какого телосложения, с какими задатками по части здоровья и т.д. Заступается будда-целитель Якуси (Бхайшаджьягуру).
После этого, собственно, происходит перерождение. Однако и теперь близкие могут обрядами и молитвами изменить судьбу умершего. Их прошения рассматривают другие судьи.
Сотый день после смерти: судит государь Бё:до:-о: 平等王, заступается бодхисаттва Каннон (Авалокитешвара).
Первая годовщина: судит государь Тоси-о: 都市王, заступается бодхисаттва Дайсэйси (Махастхамапрапта).
Третья годовщина: судит государь Годо: Тэнрин-о: 五道転輪王, заступается будда Амида, могущий вовсе вывести умершего с путей перерождений, к себе в Чистую землю.
В седьмую годовщину молятся о помощи будде Асюку (Акшобхье), в тринадцатую - будде Дайнити (Махавайрочане), в тридцать третью - бодхисаттве Коку:дзо: (Акашагарбхе). Так в обрядах поминовения задействуются тринадцать заступников, все главные почитаемые «тайного учения».
Конечно, далеко не всегда при поминальных обрядах учитывали всю эту схему. Гораздо чаще в память об умершем просто читали сутры - сорок девять дней или сто дней, а потом в годовщины. По тому, сколько лет в календарях, дневниках и других источниках упоминаются поминки по тому или иному важному лицу, исследователи могут оценить, насколько значимым считалось наследие этого государственного мужа, учёного или поэта.
В эпоху Хэйан поминки нередко устраивали заранее, при жизни того, кого поминают. Поначалу - на случай, если вдруг этот человек переживёт всех своих потомков, погибнет на чужбине или сгинет без вести. Потом эти поминки стали просто свидетельством особенного благочестия и лишним способом показать собственную значительность. Несколько раз с большим размахом себя поминал, например, великий Фудзивара-но Митинага в начале XI в.
Изображения всех десяти судей сохранились от эпохи Камакура - например, статуи в храме Эннодзи 円応寺 1251 года. Вот один из судей, Сёко:-о:.
Бодхисаттва Дзидзо: в окружении десяти государей. XII в. Один из рельефов в скалах в Усуки臼杵(префектура Ооита). В Китае таких скальных рельефов много, в том числе и с государями ада, в Японии - гораздо меньше.
Ни один суд не может обойтись только собственно судьями, и загробный тоже: здесь есть и писари, и секретари, и судебные приставы, и конвоиры, и палачи с тюремщиками. Некоторые из них благообразны, особенно грамотеи, а некоторые - устрашающе чудовищны. Например, демоны с конскими и бычьими головами.
Как и на любом следствии, подсудимые не всегда искренни. На случай ложных показаний у Государя Эмма есть чудесное зеркало: если поставить перед ним умершего, в зеркале отразятся все его прижизненные грехи. На этой картинке женщину уличают в издевательствах над служанками (или над младшими родичами). Судейские смотрят явно неодобрительно, хотя рогатый часовой, кажется, отвлекается…
Пред судом Государя Эмма предстают не только люди, но и животные - и тут тоже зеркало требуется.
Зеркало Государя Ямы обычно не встречается ни в индийских, ни в китайских изображениях. Зато далеко на западе, в персидских преданиях, есть легенда о чудесной смарагдовой чаше Джамшида, в которой тот мог увидеть что пожелает и кого пожелает. А царь Джамшид, воспетый, в частности, Фирдоуси, ведёт своё происхождение от того же индийского божества страны мёртвых Ямы (древнеиранского Йимы) - в земного царя его переделали уже в исламские времена.
Как и положено настоящему праведному чиновнику, Государь Эмма лично даёт наставления даже самым незначительным служащим своей канцелярии.
(Продолжение будет)