Раз уж зашла речь о пьесе с участием Фудо:, то расскажем о нём подробнее.
Фудо: - один из «светлых государей» 明王, мё:о:, санскр. видьяраджа. Есть разные списки этих «государей», но обычно говорят о «пяти великих светлых государях» 五大明王, годай мё:о:. Их соотносят с четырьмя сторонами света и серединой, а также с пятью буддами, изображаемыми на мандалах, пятью первоначалами и т.д.
Вообще «светлые государи» - помощники при обряде. Их роли таковы:
- Помощь в овладении страстями, их «сожжение» в пламени подвижничества (как в древнеиндийских религиях всюду: аскеза - тапас, «жар»);
- Защита места обряда и подвижника, совершающего обряд;
- Посредничество при соединении подвижника с буддой;
- Посредничество при обуздании демонов, например, духов болезни - при обряде исцеления.
- Посредничество при привлечении демонов к служению, полезному людям.
Пять светлых государей
А так пятерых государей изображают на мандалах в виде знаков письма ситтан.
Главный среди этих пятерых - Неподвижный 不動, Фудо:, санскр. Ачаланатха. Его изображают в середине, сидящим на помосте сложной формы (на нерушимой «скале» или на горе Сумеру). Почитание Фудо: основано на «Сутре о Великом Солнечном будде» (大日経, «Дайнити-кё:»), главной сутре «тайного учения», и на комментарии к ней, который составил в Китае монах Исин (一行, 683-727). И сутра, и комментарий стали известны в Японии в VIII в., а основательно изучать их стали с начала IX в. Кроме этих двух текстов было ещё несколько сутр, где отдельно говорится о почитании Неподвижного.
Первые изображения Фудо: в Японии изготовил будто бы Ку:кай (774-835), основатель японских буддийских «таинств». По одной из легенд, Ку:кай первое изображение Неподвижного не изготовил сам, а выманил из Китая (когда учился там), так что Фудо: сам последовал за монахом в Японию и обосновался в одном из столичных храмов.
В правой руке у Фудо: всегда меч, в левой силки. Во лбу - третий глаз, изо рта торчат клыки: часто виден один верхний клык и один нижний. Это толкуют как образ двунаправленного движения: будда передаёт свои чудесные силы человеку, творящему обряд (движение сверху вниз), а человек принимает их (движение снизу вверх). Вместе это называется «принятием дара» (加持, кадзи).
Фудо: из храма Дайгодзи
Страсть, которую усмиряет Фудо:, - гнев. Это может быть и человеческий гнев, и буйство неупокоенного «гневного духа», и то и другое есть в пьесе «Райдзин Фудо: Китаяма-дзакура» (царевич и дух Наруками).
Почти во всех крупных храмах, где изучали «таинства» (обрядовые науки) и передавали «тайные» посвящения, устанавливали изваяния Неподвижного.
Фудо: из храма То:дзи в Киото - возможно, самое старое из сохранившихся изваяний Неподвижного.
Фудо из храма Дзё:ракудзи, скульптор Ункэй (начало XIII в.)
Неподвижного изображают посреди его стихии - огня. Фудо: занимает место «главного почитаемого» в огненном обряде гома (護摩) - когда разные подношения буддам сжигаются в костре, и вместе с ними сгорают дурные страсти. Фудо: и в других случаях часто выступает как посредник между мирами людей и будд. Что такой обрядовый посредник связан именно с огнём - не удивительно: похожую роль играет, например, бог огня Агни в древнем ведийском обряде. В Японии бога Агни (Катэн 火天) почитают как помощника Фудо: или как одно из воплощений его самого. «Неподвижный» этот огонь здесь - потому, что всякий раз занимает своё место между земным миром и высшими мирами.
Величание «Неподвижный государь» (Ачаланатха) в Индии закрепилось за Шивой. И огонь, и силки, и другие черты у Шивы и Фудо: общие. Шиву изображают танцующим - или в образе неподвижного «столпа»; буддийский Ачаланатха тоже бывает сидящим, стоящим или «бегущим». В основе этого, видимо, двойственное понимание обряда: как непрестанного движения и как неизменного покоя.
Ещё один Фудо: работы Ункэя, из молельни Гандзёдзю:ин
Click to view
Спутники Фудо: - Конгара (санскр. Кимкара, с мягким выражением лица) и Сэйтака (санскр. Четака, с хмурым лицом). В ролике первым показан Конгара, потом Сэйтака, потом сам Фудо:.
Фудо: со спутниками.
Иногда таких спутников бывает не двое, а восемь, они общие у Фудо: с бодхисаттвой Мондзю 文殊, санскр. Манджушри.
Один из восьмерых.
(Продожение будет)