Ход конём, или Всадник на тележке (1)

Jul 15, 2011 01:01


  Огури Ханган Дайсукэсигэ (1398-1464) - личность историческая, провинциальный княжич из Мигавы, политический авантюрист и знаменитый наездник. О нём рассказывается в «Камакура дайдзо:си». Род его был в союзе с влиятельными князьями Уэсуги; когда в 1415 году Уэсуги Сюдзэн восстал против сёгунов Асикага, Огури Ханган вслед за своим отцом Мицусигэ присоединился к мятежу. Их разбили, Огури Ханган был вынужден бежать. Когда он скрывался в Сугами при храме Гонгэн-до, его отравили враги, но выходила девушка по имени Тэрутэ. Огури вновь бежал верхом на необъезженном коне, нашёл убежище у монаха Югё:, но яд и раны вновь дали о себе знать, и он тяжело занемог. С помощью Югё: и Тэрутэ он совершил паломничество к святыням Кумано, лечился там на горячих источниках Юноминэ при одном из почитаемых святилищ и полностью исцелился. Он унаследовал имя и владения своего отца, был пятнадцатым владетелем замка Огури (в Хитати), продолжал воевать против Асикага и, по одним сведениям, пал в бою с Асикага Нариудзи, а по другим (более достоверным) - остепенился и доживал свой век в мире. Он похоронен в Фудзисаве (преф. Канагава). В Хитати о нём очень быстро начали складывать легенды - причём говорят, что впервые его историю изложила жрица из его родных краёв для поднятия духа разгромленных в междоусобной войне родичей Огури. Эти предания и легли в основу многочисленных повестей, пьес кукольного театра и театра Кабуки, а затем и целой череды кинофильмов (первый снят в 1922 году, последний вышел на экраны совсем недавно).


 В основном предании Огури - буйный отпрыск знатного киотоского рода, блестящий наездник, способный заставить лошадь всеми четырьмя ногами вскочить на маленькую доску для игры в го и удержаться в таком положении.
За юношеские бесчинства отец изгоняет его из дома, Огури Ханган пускается в странствия, которые приводят его далеко на восток, в Хитати, в усадьбу некоего Дайдзэна. У хозяина есть дочь, красавица Тэрутэ, они с лихим гостем влюбляются друг в друга. Дайдзэну это совершенно не нравится; он пытается извести гостя, сперва подговорив его объездить ужасного коня-людоеда, а когда Хангану это удалось - попросту отравив его. Полусожжённый ядом, скрюченный и беспомощный Огури не может больше сесть на коня и вынужден ездить в тележке - но слава его подвигов такова, что восторженные поклонники (включая Тэрутэ) сами впрягаются, чтобы везти эту тележку. В конце концов он исцеляется на чудесных источниках Кумано и воссоединяется с возлюбленной.

Первая пьеса Кабуки об Огури Хангане (小栗忠孝車, «Огури тю:ко:-гурума», «Повозка верности и почтительности Огури») была поставлена в Эдо в 1682 году, следующую (當流小栗判官, «То:рю: Огури Ханган», «История Огури Хангана в современном духе») написал для кукольного театра сам знаменитый Тикамацу Мондзаэмон, а уж дальше счёт пьесам пошёл чуть ли не на десятки. Крупнейший современный актёр и режиссёр Кабуки, Итикава Энносукэ Третий (р. 1939), создал два варианта, которые идут и по сей день. Первый называется почти так же, как пьеса Тикамацу (當世流小栗判官); в ней объединены изводы собственно Тикамацу, Мацуда Бунко:до: (1738-1739 гг.) и Кацу Гэндзо: Третьего (1881 г.). По сложившемуся за триста лет обычаю, перед постановкой был проведён поминальный обряд у надгробия прототипа главного героя.

Кавайная афиша Фудзики Юрико

В этой пьесе Огури Ханган пускается в странствие с двумя целями. Во-первых, он пытается выяснить подлинные причины и обстоятельства гибели отца его невесты Тэрутэ, покончившего с собою при подозрительных обстоятельствах. Во-вторых (кто бы сомневался, это же Кабуки!), он ищет исчезнувший родовой меч и другие пропавшие сокровища друзей своей семьи. Завистники и враги пытаются его погубить, подбивая объездить дикого коня-людоеда. Ханган не только преуспевает в этом, но и заставляет чудовище выполнить знаменитый фокус, вскочив на доску для игры в го.



Укрощение коня на гравюре Хиросада

Тогда завистники переключаются на преследование бедняжки Тэрутэ, и она вынуждена скрываться в хижине бедного рыбака Намисити, бывшего воина на службе дома Огури, впавшего в нужду. Увы, один из родичей рыбака уже подкуплен злодеями и похищает красавицу, чтобы сделать её заложницей за Хангана. Намисити преследует похитителя - но тот вместе с девушкой уже вышел в море на единственной лодке. Какой позор для верного сподвижника рода Огури! Намисити в отчаянии пронзает себя клинком (не то чтобы у бедного рыбака не нашлось меча), кровь его хлещет в воды реки, и речной бог-дракон, тронутый таким самопожертвованием, вздымает волну и выносит лодку с красавицей и похитителем обратно на берег. Умирающий Намисити и его коварный родич вступают в смертный бой, а девушке удаётся ускользнуть.


Афиша к спектаклю

Тем временем Огури раздобыл пропавшие сокровища и вернул их владельцам; в благодарность те готовы выдать за него свою дочку, тем более что та немедленно влюбилась в красавца-наездника. Ханган не против. В эту же усадьбу приходит и бедняжка Тэрутэ и нанимается прачкой. Огури узнаёт её, извиняется - «я был уверен, что ты погибла, а то бы никогда!...» и разрывает помолвку с новой невестой. Та, однако, отступаться не собирается, несмотря на уговоры матери: «Да я лучше убью эту выскочку-простолюдинку, чем уступлю ей моего Хангана!» Мать заклинает её успокоиться: «В конце концов, мы все так обязаны Огури, если уж для его счастья необходим наш позор - что поделать!», но дочь уже готовит оружие. Что остаётся бедной старушке? Она убивает родную дочь.
А зря. Потому что отвергнутая невеста не унялась и превратилась в ужасный когтистый призрак. Тэрутэ её больше не интересует - а вот на изменщика Огури призрак набрасывается и раздирает ему лицо ядовитыми когтями: «Не доставайся же ты никому!» Тот изуродован, еле жив и ни на что больше не годен. Верная Тэрутэ грузит злополучного витязя на тележку и везёт его в святилище Кумано. Боги Кумано исцеляют его недуг, а летучий конь, нарисованный на стене святилища, оживает, подставляет спину влюблённым, и те улетают на нём (над головами зрителей!) мстить врагам и совершать новые подвиги.



На гравюре Куниёси Тэрутэ в потрясении опускается на тележку при виде исцелённого возлюбленного


Огури Ханган поднимает камень, доказывая, что снова здоров и силён. Камень этот показывают близ святилища по сей день.

(Окончание будет)

Кабуки, поучительные истории, Япония

Previous post Next post
Up