Что нами управляет?

Jun 26, 2013 11:23

Предположу, что многие согласятся с той мыслью, что в природе (как в окружающей, так и в самой природе человека) действуют некие силы, которые управляют действиями или побуждают к ним. Что это за силы? В этом смысле интересно обратиться к таким "столпам мудрости" как "Этика" Б. Спинозы и Шримад Бхагавад-Гита, и сравнить их взгляды на эту ( Read more... )

аффекты, Бхагавад-Гита, гуны, Спиноза

Leave a comment

Comments 19

движущие силы.... az_pantarei June 26 2013, 17:05:27 UTC
Аб ово. То есть "с самого начала". Неживая природа не движется страстями. Растения - тоже. Речь о живых существах (тиб. семс.чан). Их основные проявления - движение и познание (получение информации). Их основная (первичная) потребность - жить,существовать, т.е. потребность в питании и безопасности. Голод побуждает животное действовать (двигаться и выискивать пищу). Если в этом ему препятствуют,возникает ярость, гнев, агрессия. Если нарушается его безопасность (территория), тогда возникает агрессивность или же страх (и бегство). То есть эмоции вторичны, а не первичны ( ... )

Reply

Re: движущие силы.... umizm June 28 2013, 18:37:27 UTC
мне кажется Б.Спиноза под *аффектом* подразумевал не эмоцию, а именно внутренние, неподконтрольные человеку природные силы, которые побуждают его к тому или иному действию.

Reply

Re: движущие силы.... az_pantarei June 29 2013, 04:19:10 UTC
а почему эмоции - поверхностны? Эмоции, чувства, страсти могут быть очень глубокими.

Reply

Re: движущие силы.... umizm June 29 2013, 12:03:04 UTC
Это бесспорно. Эмоции вызываются внешними причинами, например, страх - опасностью. Но могут ли эмоции и аффекты возникать сами собой? Возьмем любовь - она сама по себе или вызывается внешней причиной? Или она изначально заложена в человеке?

Reply


jemien June 26 2013, 22:40:22 UTC
мне больше нравится взгляд на гуны Санкхья-карики) Основное значение слова гуна - это качество, атрибут, если я не ошибаюсь. Что же касается веревки, то там еще есть значение "струна музыкального инструмента".
По поводу взаимодействия духа и природы - С.-к. 22. Puruṣasya darshanārthaḥ, kaivalyārthas tathā pradhānasya pangvandhavad ubhayor api, saṃyogas tatkṛtaḥ sargaḥ.
варианты перевода:
"объединение их как у хромого со слепым для видения пуруши и освобождения прадханы.Таким образом осуществляется творение"
или
"Ради видения Прадханы и изоляции Пуруши их контакт, как у хромого со слепым. Этим осуществляется миросозидание."

Reply

umizm June 26 2013, 23:15:02 UTC
не могли бы вы пояснить смысл?

Reply

jemien June 26 2013, 23:39:16 UTC
Вы пишите "Эти начала материальной природы буквальным образом "связывают" человека по рукам и ногам, заставляют его действовать тем или иным образом."
А взгляд С.-к. о том, что эти начала действуют для целей человека (грубо говоря).

Reply

umizm June 26 2013, 23:42:06 UTC
Может быть и так. Но тогда многие люди неправильно используют гуны /во вред себе/.

Reply


держаться темы az_pantarei June 27 2013, 15:22:24 UTC
Санкхья , йога и тд. имеют высшей целью - освобождение от самсары посредством духовной практики, достижения сверхъсознательного состояния (самадхи) В этих системах есть описание того, кто практикует. Например, в буддизме - это живое существо, более конкретно - человек. Живое существо состоит из тела и психики в единстве. И это поток явлений. Движение. Это основная особенность и потребность.Доказательство: Мы даже пять минут не можем сидеть абс. неподвижно, и даже на пять секунд не можем остановить поток мыслей. К духовной практике побуждает страдание или понимание, что есть более совершенное качество жизни.
Таким образом, и в обыденной жизни и в духовной основная потребность и движущая сила- это внешняя и внутренняя деятельность.

Reply

Re: держаться темы umizm June 28 2013, 18:35:02 UTC
Это понятно, потребность к деятельности, но это и есть гуны или аффекты. Отсюда вопрос - возможно ли и как прекратить деятельность, хотя бы умственную?

Reply

Re: держаться темы az_pantarei June 29 2013, 04:33:07 UTC
Деление на гуны - очень верное индуистское деление. Тамас - инерция, тьма, невежество. Раджас - активность, взбудораженность , страсть (результат раджаса - страдание). Саттва - свет, гармония, чистота. Легко заметить, что люди движутся этими силами, даже делятся на три типа соответственно.
Понятно, что в своем развитии следует переходить от инерции и невежества путем активности - к свету.
Действительно,остановка мышления - ворота к высшим состояниям. Но это сложная тема, "отдельная тема", как Вы выражаетесь.
Кстати, как все же насчет принципов перевода? Может, поделитесь опытом?

Reply

Re: держаться темы umizm June 29 2013, 12:06:12 UTC
Моя следующая запись будет про язык и понятия, можно там пообщаться про перевод. Я перевожу с испанского, а вы?

Reply


нн don_primatus June 29 2013, 17:47:02 UTC
Ужоссс !
Йога высшая цель .)))))))))))))
Ваша йога это гниль поднятая со дна океана , старая гниль которой вы тут пытаетесь запудрить неокрепшие моски.
Свет - гармония чистота ..))) Это говорит слепец гунн !
Посмотри на солнце , оно все из света , всё кипит , активно, взбудоражено .
Ваши гунны - есть говны в ваших головах .

Reply

Re: нн umizm June 29 2013, 17:50:28 UTC
Наши гунны захватили почти весь мир и дошли до Каталаунских полей во главе с Аттилой.

Reply


Leave a comment

Up