К
посту про перенос в Средние века оставили массу оригинальных и креативных комментов, тема оказалась интересной.
Ну что ж, давайте попробуем разобраться, что же в действительности представляла собой медицина Западной Европы. Если коротко, то это было достаточно грустное зрелище века эдак до XV-го. Хотя бы потому, что огромное влияние на всю общественную идеологию того периода оказывала церковь.
Господство схоластики
Согласно церкви, существовали два уровня знания:
- сверхъестественное, даваемое в "откровении" и содержащееся в текстах Библии;
- естественное, отыскиваемое человеческим разумом и выраженное в текстах Платона, Аристотеля и некоторых других античных авторов, прошедших идеологическую цензуру.
По большому счету, задача ученых сводилась лишь к подтверждению этих текстов, толкованию в религиозном духе. На этой основе сформировалась средневековая схоластика - религиозная философия, основанная на церковных догматах.
В области медицины признавались скорректированные и отрецензированные церковными служителями (или, как бы сказали сегодня, политкорректные) сочинения Галена, Гиппократа и Ибн Сины (Авиценны). Гален превратился в галенизм - искаженное и односторонне толкование Галена, из которого выкинули нафиг все экспериментальные достижения в области физиологии и анатомии, зато оставили бред про пневму и прочие сверхъестественности. Примерно таким же избирательным правкам подверглись труды Гиппократа и Авиценны. Оставшееся заучивалось наизусть и считалось истиной в последней инстанции.
Попытки оспорить, осмыслить или переработать догматы заканчивались плохо. Просто один пример: английский естествоиспытатель, профессор богословия Оксфордского университета и францисканский монах по совместительству, Роджер Бэкон (1215-1294). Он попробовал разделить химические знания на теоретические и практические, причем объявил опытный метод единственным критерием истины (переводя на современный язык, попытался создать доказательную науку). Такое подвижничество не могло остаться незамеченным, Бэкона вызвали на Лубянку на суд инквизиции, где он получил 24 года тюрьмы. И это еще легко отделался, могли бы и на барбекю отправить, ведь шили ему "общение с нечистой силой".
Вообще же в средневековой схоластической медицине господствовал культ цитат, механического зазубривания ученых текстов, пренебрежение к опыту.
Известный французский карикатурист XIX века Оноре Домье (см.рис) великолепно представил яростный спор докторов-схоластов: пока каждый из них, повернувшись спиной к больному, доказывает правильность своей цитаты, смерть уносит больного. Собственно говоря, спиной к больному очень долгое время стояла вся медицина классического Средневековья.
Медицинские школы
Впрочем, хорошее тоже было :) Например, стали возникать первые высшие школы. Началось это в Италии, и одной из первых стала Салернская врачебная школа близ Неаполя, основание которой относят к IX веку.
Самое необычное, что школа была светской и продолжала лучшие традиции античной медицины. Civitas Hippocratica, "город Гиппократа" - так называли Салерно даже после того, как там появились юридическая и философская школа. По специальному указу императора Фридриха II ей - единственной в стране - было дано право присваивать звание врача; без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось.
Срок обучения практически соответствовал современному. 5 лет плюс 1 год обязательной врачебной практики. Причем учили не с позиций схоластики, а как раз совсем наоборот.
Шедевр, венец творения Салернской врачебной школы - это небольшая поэма "Салернский кодекс здоровья" ("Regimen sanitatis Salernitanum"):
латинский текст;
английский текст;
русский текст.
Автор "Кодекса" - Арнальдо из Виллановы (Arnaldo de Villanova, 1235-1311), прославленный ученый, врач и алхимик, впоследствии - магистр университета в Монпелье. Поэма посвящена в основном диетологии и предупреждению болезней, содержит некоторые сведения о строении человеческого тела. Описаны были, например, и четыре людских темперамента. "Кодекс" впервые был издан в 1480 году, выдержал более 300 переизданий, был переведен на многие европейские языки.
Главное, что в нем можно подчерпнуть сведения о методах и средствах лечения, которыми пользовались наиболее прогрессивные медики того времени. Например, ивовый сок в уши, как средство от червей (салицилаты, местно вполне может подействовать, если мы о червях в ушах говорим). А лук порей - как средство для лечения бесплодия (это вряд ли). Пасленом советуют натирать виски при похмельных головных болях (небольшая доза атропина - вполне себе вариант). В общем, как обычно - травы и минералы. Кое-что в точку, но большинство мимо.
Интересный факт: термин "медицинская школа" (
medical school) до сих пор сохранился. Во многих странах так именуется медицинский факультет университета.
Предстоит учиться мне в университете
Вслед за школами стали появляться университеты. Первым этот статус получила юридическая школа в Болонье - так появился Болонский университет (1158 г). В 1209 году на месте соответствующих школ возникли Оксфордский и Кембриджский университеты, в 1215 - Парижский, в 1224 - Неапольский и так далее.
Как правило, средневековые универы имели четыре факультета: подготовительный и три основных. Через подготовительный, или факультет искусств, проходили в обязательном порядке все студенты. Обучение на нем состояло из двух ступеней. После овладения программой Trivium (грамматика, диалектика, риторика) учащемуся присваивали степень бакалавра искусств. После прохождения курса Quadrium (математика, геометрия, астрология, теория музыки) учащийся становился магистром искусств. И вот только после этого студент мог продолжить обучение на богословском, медицинском или юридическом факультете. Выпускник получал степень доктора богословия, медицины или юриспруденции. Знакомая система? Многие ее черты дожили в западных университетах до наших дней. Даже звания сохранились.
Вот только обучение в университетах отличалось от такового в Салернской школе. Преподавание носило догматический характер, всё сводилось к зазубриванию отредактированных церковью трудов Галена, Гиппократа и Авиценны. Практических занятий не было. "Пролитие крови" и вскрытия были полностью запрещены. И только в конце XIII века их разрешили только в двух суперпрогрессивных универах - в Салерно (Фридрих II разрешил вскрывать один (!) труп в пять лет) и в Монпелье (Людовик, герцог Анжуйский, правитель Лангедока, приказал своему суду отдавать университету один труп в год).
Кстати, о Монпелье (привет,
kira-an ;)). Университет Монпелье в плане прогрессивности не уступал Салерно. Медицинское образование в нем включало обязательную врачебную практику не только в городе, но и вне его. Так, в 1240-м студенты аттестовались только после работы в больнице в течение 6 месяцев, а в 1309-м требовалась уже 8-месячная практика вне Монпелье.
Граждане хирурги
Имеются также сведения о том, что студенты университета Монпелье уже в XIII веке посещали операции своих учителей-магистров и обучались по принципу "слушая и видя".
Что было, мягко говоря, нехарактерно для университетов Западной Европы. Дело в том, что хирургия... ммм... эээ... коллеги-хирурги, не обижайтесь, но это правда... короче, хирургия медициной не считалась. Ею занимались банщики, цирюльники и, собственно, хирурги, которые университетов не кончали и врачами не считались и не признавались. И так было до тех пор, пока с Востока во время крестовых походов не натаскали кучу арабских трактатов по хирургии.
Первый в Западной Европе учебник анатомии появился только в 1316-м году. Его автором был магистр Болонского университета Мондино де Луцци. Он взял труд Галена "О назначении частей человеческого тела" и дополнил его данными по двум вскрытиям, которые проводил сам. По этому учебнику учился Андреас Везалий, ставший впоследствии основоположником научной анатомии.
Одним из воспитанников университетов в Болонье и Монпелье был Ги де Шолиак (XIV век). Его компилятивный труд "Обозрение хирургического искусства медицины" ("Collectorium artis chirurgicalis medicinae", 1363) представляет собой хирургическую энциклопедию того времени. Вплоть до XVII века он был практически единственным учебником по хирургии в Западной Европе.
Средневековый сангиг
Но вот с чем в средневековой Европе было еще хуже, чем с хирургией, так это с санитарией и гигиеной. Можно с большой долей уверенности сказать, что именно ужасающая антисанитария европейских городов привела впоследствии к опустощительным эпидемиям. Городские поселения возникли в Европе в IX-XI веках, но системы водопровода и канализации в них стали сооружаться только спустя 500 лет.
Весь мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали прямо на улицы. Узкие и кривые, они были плохо доступны для солнечных лучей. В дождливую погоду улицы превращались в непроходимые зловонные болота, а в жаркий день всё это великолепие поднималось в воздух в виде пыли.
Широкому распространению болезней способствовали крестовые походы (1096-1270 гг). В частности, именно с крестовыми походами связывают распространение лепры (проказы). В средневековье эту болезнь считали чрезвычайно "прилипчивой" и неизлечимой. Человек, которого признавали прокаженным, изгонялся из общества, его публично отпевали в церкви, то есть признавали мертвым как с точки зрения церкви, так и с точки зрения общества.
Прокаженный не мог ничего зарабатывать или наследовать, единственное, что он мог - просить милостыню. Им выдавалось специальное платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка (как вариант - колокольчик), звуки которой должны были предупреждать окружающих о приближении прокаженного. Вход в город прокаженным разрешался только в строго определенные дни.
Прокаженных изолировали в лепрозории (особые приюты), идея которых появилась еще в VI веке, когда итальянские монахи ордена Св.Лазаря посвятили себя уходу за прокаженными. После крестовых походов число лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч. Лепра из городов ушла только в эпоху Возрождения, когда значительно улучшились санитарные условия.
Второй бедой классического Средневековья была чума. Известны три колоссальные пандемии. Первая - "Чума Юстиниана", пришла из Египта в конце V века и за 60 лет опустошила Средиземноморье. Вторая, и самая зловещая в истории - "Черная смерть" - в середине XIV века выкосила сотни тысяч человек (в Лондоне, например, погибло 90 процентов населения, в Венеции - 70, в Генуэ - 50). Третья разразилась уже в новое время, в 1892-м году в Индии (где погибло 6 миллионов человек).
Впрочем, из всех событий были извлечены соответствующие уроки. Так, из крестовых походов пришли некоторые восточные знания и обычаи - горячие бани, ритуал "мойте руки перед едой" и т.п. А эпидемия "черной смерти" дала толчок к возникновению упорядоченных противоэпидемических мероприятий, которые впоследствие получили название "карантинных" (quaranta - сорок, итал; именно столько дней людей и товары держали на специальных пограничных пунктах и в портах). А в 1403-м году появились лазареты (lazzaretto - итал.; от названия острова Св.Лазаря близ Венеции, где впервые возникли учреждения для заболевших в карантине).
Так что классическое Средневековье в Западной Европе - это не то время и место, где хотелось бы оказаться, даже будучи вооруженными современными знаниями и навыками. За исключением, пожалуй, Салерно и Монпелье. А так - лучше уж дождемся эпохи Возрождения или отправимся на средневековый Восток, где действительно царила цивилизация. И была весьма развита медицина во всех ее проявлениях. Но это уже совсем другая история ;)
На рисунках:
1. Карикатура Оноре Домье
2. Титульный лист одного из переизданий "Салернского кодекса здоровья"
3. Мондино де Луцци на кафедре анатомии. Иллюстрация из книги Иогана Катема "Fasciculus medicinae", 1493 г.
Литература:
Арнольд из Виллановы. Салернский кодекс здоровья/Пер.и коммент. Ю.Ф.Шульца. - М.: Медицина, 1970.
История средних веков: Хрестоматия/Сост.В.Е.Степанова, Ф.Я.Шевеленко. - 2-е изд., перераб. - М.:Просвещение, 1981
История средних веков//П.ред.С.Д.Сказкина - Т.1. - М.: Высшая школа, 1977.
Книга античности и Возрождения о временах года и здоровье/ Сост.и коммент. Ю.Ф.Шульца. - М.: Книга, 1971.
Сорокина Т.С. История медицины - 2-е изд., переработ. и дополн. - М: ПАИМС, 1994.
Щепин О.П., Ермаков В.В. Международный карантин. - М.: Медицина, 1982.