Как я уже
упоминал, парижские кладбища стояли для меня на весьма важном месте в списке городских достопримечательностей. И вот тут сразу необходимо сделать объяснение. Обычные кладбища у меня, как и у любого нормального человека, не вызывают теплых чувств и тем более желания без необходимости их посещать. Другое дело - захоронения исторического характера, на них лежит временной, так сказать, отпечаток. Что уж говорить о торжественности обстановки, пусть и печальной: когда рядом с тобой, на расстоянии метра, покоится прах гения, кумира или известного мерзавца.
Прошу, не стесняйтесь, из дисплеев зомби не полезут.
2.Однажды я начал замечать, что мне нравится бродить меж вызывающих интерес (совсем не мрачных) памятников и склепов, в каждом из которых можно прочитать маленькую или большую историю жизни человека, памяти и отношения к нему.
3.Совершенно осознано я получаю удовольствие от прогулок по местам, в котрых многие люди видят только скорбь, печаль и детские страшилки.
4.Как мог попытался объяснить свое рвение, хотя лучше об этой мрачной романтике почитать у Георгия Чхартешвили в его «
Кладбищенских историях». Книжка небольшая, но внятно раскрывает тему. В общем и целом, пугающего здесь, разумеется, ничего нет.
5.Нога моя успела ступить на три парижских захоронения: кладбища Пер-Лашез и Монпарнас, а также катакомбы. Кладбищ в Париже много больше, но впечатления получить можно по двум-трем самым знаменитым. Катакомбы же сами по себе несколько другого порядка заведение, о них я расскажу в третей части. Итак, Пер-Лашез.
6.Разумеется, я не один такой весь загадочный - только данный погост ежегодно посещают около 2-х миллионов туристов. Неудивительно, если знать, сколько деятелей и недеятелей (около 300 тысяч) нашли свой покой на холме Champ l’Evkque.
7.Можно спокойно закатить сюда на авто, понавещать. Замечательное в архитекторном плане местечко. Отличный музей скульптуры различных стилей и направлений
8.Вокруг совершенно обычная городская среда. За монументом солдатам франко-прусской войны стоят жилые дома с людьми и кондиционерами.
9.Поговорим о знаменитостях. Вот же они, пионеры кладбища, они же посмертные отцы-основатели, Лафонтен и Мольер. Отчего такие странные эпитеты? Да вот потому, что кладбище находилось далеко не в центре города и, дабы повысить его престижность, сюда перетащили прахи сих популярнейших а то время людей. Клиентура тут же потянулась, ничего такого, обыкновенный рекламный трюк.
10.Тайный смысл целования напомаженными губами самой известной гей-могилы в мире мне неясен. Нужно набраться смелости, не обратить внимание на популярность и толпы людей возле, глубоко вздохнуть и признать, что памятник на могиле Оскара Уайльда довольно-таки уродлив, как ни крути.
11.Египетский уголок. Жан-Франсуа Шампольон считается ни много не мало, основателем египтологи как таковой. Несложно догадаться по надгробию в виде обелиска. Ученый, дешифровальщик иероглифов, полиглот и путешественник. Какая жизнь - первооткрывать такую мощь, как древнеегипетскую историю. Возможно, Индиана Джонс - комиксовый сосунок.
12.Добродушный дядечка, зажавший розу в руках уже почти на 200 лет - Доминик Виван-Денон, тип еще тот. В молодости шалил (написал роман эротического свойства), бывал в Петербурге в качестве посла, ходил с Наполеоном в Египетский поход (где под пулями сделал множество ставших популярными рисунков, определивших в дальнейшем европейскую моду на все египетское), был первым директором
Лувра (хе-хе, экспонатами служили награбленные Наполеоном ценности), а к старости увлекся литографией (тут в старике вновь воспылало эротическое). А так и не скажешь. Много чего-то скобок получилось в этом абзаце.
13.Джим Моррисон. Сюда не зарастет народная тропа. Удивило, что скромная могила тесно расположилась, а ведь это самое посещаемое место на всем кладбище. И я сюда шел прежде всего. Утверждают, что могилу тщательно охраняют от фанатов-вандалов, пытающихся откулупать кусочек на память, но я охранников и камер не заметил. Вот и бюст уже куда-то подевался в 1981 году.
14.О некоторых я рассказываю, а о некоторых почти не буду, без меня знаете. Недалеко от Эдит Пиаф лежит ее муж и парикмахер, у которого не получилось стать певцом, как ни старался.
15.Далеко от могилы Эдит Пиаф - скромный Ив Монтан, у них однажды была пламенная любовь.
16.Прах Айсидоры Дункан покоится в колумбарии (к сожалению, не спокойно ей в фокусе моего фотоаппарата, не уследил).
17.Бальзак, в свое время блестяще описавший жизнь французских сословий, теперь требует у этих сословий реставрации. Ну очень-преочень.
18.Под этим памятником - тело без сердца, оно замуровано в одной варшавской церкви. Скудна страна Польша на музыкальные таланты, но Фредерик Шопен был большим исключением. Хотя по отцу он был французом, что и нанесло отпечаток на творчество - только человек с французской кровью мог назвать свое произведение «Большой блестящий полонез».
19.Руки чесались поиграться в Лайтруме с пресетами. Ну готическими там или нуарными, например. Еле сдержался.
20.Русский мотив за защитными стеклами.
21.На могиле ребенка в феврале цветет чем-то японский мотив.
22.Американский мотив. На кой-то ляд затащила его судьба в Париж, чтобы скончаться 31-го декабря.
23.Загадочная музыка, трам-пам, пиу-пиу. Очень популярный основатель спиритизма Аллан Кардек. К блестящей голове можно приложить записочку, чем многие и пользуются. А еще это исконное место встречи последователей учения. Трам трам, пиу-пиу.
24.Меня постоянно тянет в сравнения, во всех моих постах. Ну как тут не вспомнить наши унылые и страшные погосты, когда наблюдаешь такое вопиющее легкомыслие.
25.Чино дель Дука с супругой Симоной. Вполне известная его имени премия существует.
26.Jean Carries, угадайте профессию? Это легко.
Угу, скульптор.
27.Как бы это кощунственно не звучало, но черт сломит ногу тут что-нибудь найти. Территория огромна, знаменитости похоронены хаотично.
28.Работники лопаты и газонокосилки.
29.«Родина помнит». Типа добряк с автоматом. Ну что тут скажешь, скучный новодел. Чем его отличить от десятков памятников афганцам, например? Типаж один, разве что отличие в оружии, но кто в нем разбирается?
30.То ли дело.
31.Вот где настоящая печаль. Сад воспоминаний, куда попадает прах тех людей, о которых забыли их родные.
32.В общем так. Кинем последний взгляд на Пер-Лашез. Вон те прожили яркую и интересную жизнь, а эти - кутили, блудили, почти сами сюда ногами пришли. Писать о них можно бесконечно, куча интересных судеб (я в посте обратил внимание на малюсенькую часть). Все теперь лежат вместе: друзья и конкуренты, супруги и любовники, память и забвение.
Часть вторая.
Кладбище Монпарнас.
Часть третья.
Парижские катакомбы.