(
дальше...)
С тоннелем, о котором я хочу рассказать, связаны как минимум две непересекающиеся между собой загадки. Первая загадка характерна для всех исторических подземных сооружений, о строительстве которых не обнаружилось никаких достоверных сведений. Заключается она в назначении и времени постройки сооружения. Стоит заметить, что такое случается достаточно редко. Еще в относительно недавнем прошлом, всего 100-150 лет назад, не говоря уже о более раннем времени, подземное строительство было сопряжено с большими трудностями. И в настоящее время это совсем не простая работа, а в условиях отсутствия средств механизации, развитой промышленности и предыдущих наработок каждое такое предприятие требовало серьезных затрат, затягивалось на годы или десятилетия, и обрастало множеством бюрократических процедур. Поэтому любое масштабное подземное строительство начиналось только в случае крайней необходимости, и оставляло немало следов в истории.
Даже при отсутствии непосредственных сведений о постройке, в большинстве случаев по внешним признакам можно точно определить назначение сооружения, поскольку и выбор тут совсем небольшой. Если речь идет о каком-то протяженном кирпичном объекте или тоннеле, построенном сто и более лет назад, то скорее всего его назначение будет заключаться в
водоснабжении или
водоотведении. Если тоннель локальный, то место его расположения чаще всего дает ответ на вопрос о времени постройки, а иногда и о назначении. Бывает, что тоннель относится к подвалу какого-либо здания, как например
тоннель для подачи угля, или проходит под каким-то строением на поверхности, тогда дата его постройки с большой вероятностью будет верхней границей для оценки возраста тоннеля. Также некоторые временные рамки можно задать по форме тоннеля и по технологии строительства, хотя тут встречаются исключения. Тоннель, о котором пойдет речь в этом посте, достаточно редкой формы - он высокий и узкий, с прямыми вертикальными стенами и округлым сводом, полностью кирпичный. В качестве примеров подобной формы можно вспомнить
водопроводную галерею или
фрагмент подземного хода неизвестного назначения.
Если в первом примере назначение и дата постройки (конец 18-го века) не вызывают никаких сомнений, то во втором вопросов пока остается больше, чем ответов.
Помимо формы, интересен и размер тоннеля. В случае с галереей ее внутренний размер оставляет желать лучшего, большой там была только протяженность, но до наших дней дожили лишь небольшие фрагменты. Подземный ход по длине сопоставим с известными фрагментами галереи, но его высота уже позволяет свободно перемещаться там, лишь немного нагнувшись. Описываемый же тоннель имеет высоту не меньше двух метров при ширине около метра, передвигаться там можно без каких-либо затруднений. Такой простор вызывает больше всего вопросов, и хотя длина тоннеля небольшая - сопоставимая с длиной подземного хода или галереи - всё же нужна была какая-то особая необходимость для затрат на подобное строительство. На самом деле, место расположения тоннеля снимает большую часть вопросов, связанных с первой загадкой, и по этому пункту остается непонимание только каких-то нюансов или деталей. Но именно о месте расположения я пока не хотел бы писать какую-либо конкретику, или хоть как-то способствовать локализации сооружения.
Связано это как раз со второй загадкой тоннеля, объяснения которой я найти не могу. Загадка заключается в неизвестности этого сооружения в околодиггерской среде. Ни на одном из соответствующих ресурсов мне не удалось найти никакой информации о нем. В общем-то, в этом и не было бы ничего удивительного - вероятно, существует еще немало исторических сооружений, которые ждут своего часа где-то под землей. Но в данном случае залаз в тоннель находится буквально на виду, более того, территория, на которой он расположен, есть в списке объектов Урбантрипа. Территория эта частично заброшена, никаких особых сложностей при ее посещении не возникает, и отметилось на ней довольно много народу. На том же Урбантрипе есть множество фотографий и самой территории, и строений на ней, но про тоннель нет никаких упоминаний. Странно, что никто не обратил внимание на очевидный залаз, также мне кажется маловероятным, если бы кто-то нашел тоннель, но не стал упоминать о нем, посчитав чем-то неинтересным - тоннель действительно шикарный, этого у него не отнять.
Уже после посещения тоннеля, в процессе поиска дополнительной информации мне попалось видео, на котором какие-то школьники радостно исследуют эту территорию, снимая свои приключения на телефон. В некоторый момент они вышли на нужное направление и двинулись прямо к залазу, во время просмотра в голове у меня крутились мысли - ну вот, сейчас, ближе, ближе, ну же, он прямо перед вами - но нет, юные сталкеры развернулись и пошли в другую сторону, так и не потревожив сумрак и тишину старого тоннеля. Прямо какая-то мистика :) В связи с этим я решил пока оставить эту историю незавершенной. Думаю, будет как-то неинтересно сразу слить весь расклад. Однако в обозримой перспективе я планирую написать всё как есть, со всеми подробностями, фотографией входа и описанием того, как и почему мы туда попали, пусть даже ценой этого будет запал локации. Если конечно за то время, пока я буду собираться это написать, еще кто-нибудь его всё же не обнаружит и не выложит свою историю - но тут уж всё в руках судьбы :)
1. Относительно современная забутовка в начале (или в конце - кому как больше нравится) тоннеля. Предположительно, это выход в подвал одного из зданий на территории. В отверстии снизу чувствуется движение воздуха, и можно разглядеть какое-то заваленное хламом помещение.
2. Чуть подальше от забутовки. На фото видно отверстие в своде, под которым на стене остались незначительные следы периодически текущей воды. Отверстие явно сделано позже тоннеля, и у меня нет однозначной уверенности в его назначении.
3. Вид практически из той же точки в противоположную сторону. Здесь тоннель меняет направление на 90 градусов, поворот сделан очень красиво и плавно.
4. Поворот тоннеля, вид с противоположной стороны. Можно оценить размеры тоннеля, такое действительно нечасто встречается.
5. Пересечение тоннеля с какими-то более современными, но недействующими коммуникациями. Слева на стене можно увидеть отметки стоявшей здесь воды. Но вряд ли это является признаком того, что тоннель использовался с гидротехническими целями. Скорее всего, вода периодически просачивается сюда с поверхности. Слева в стене пробито отверстие, и под ним видны следы подтеков воды.
6. Вид внутрь отверстия, снятый на телефон. Кирпич тут явно более современный. Не похоже, что это было сделано с целью водоотведения, скорее напоминает вентиляцию.
7. Тот же вид издалека. В точке врезки коммуникаций виден плавный изгиб тоннеля.
8. Непонятная конструкция из труб.
9. Остается только догадываться, в чем заключался смысл этой инсталляции.
10. На этом участке лучше сохранилась штукатурка на своде, а стены чем-то покрашены.
Что из себя представляет второй конец (начало) тоннеля, я расскажу в следующий раз, когда напишу завершение этой истории. До новых встреч!