"Сцены из супружеской жизни" Иво ван Хове в NYTW
https://www.ticketcentral.com/nytw/Online/default.asp…Колесящий по миру вот уже 8 лет спектакль добрался и до нашей Жмеринки.
ИвХ с его паранояльной верностью кинематографу продолжает делать театральные слепки с полюбившихся ему кинокартин. То Пазолини перепрет, то Кассаветиса, теперь вот до Бергмана добрался. С нетерпением ожидаю очереди Эйзенштейна.
Как обычно, любители оригинала недоумевали, негодовали и невзлюбливали.
Я же как человек склочный и военный, посмотрев давеча оригинал, решительно объявляю его вещью устаревшей, затянутой и никчемной. Актеры в фильме картонные, сцены надуманные, а диалоги вообще из рук вон. И то, что все это великолепие по наследству перекочевало в спектакль ван Хове - не его вина, он всего лишь переводчик из 2D в 3D.
При этом с точки зрения режиссуры спектакль безупречен. В первом отделении все три сцены до развода идут одновременно на разделенной на три сектора сцене. Три пары актеров играют одно и то же по три раза, а зрители переходят из одного отсека в другой. Во время наблюдаемой любовной сцены из соседнего отделения доносятся яростные вопли тех же людей, но через несколько лет. Потому что любовь, как и ненависть, не знает времени, а оригиналы вообще уже умерли, и все прогнило в шведском королевстве и смешалось в доме счастливых одинаково.
После антракта зрители возвращаются на соединенную сцену, похожую на цирковую арену, где ван Хове создает потрясающий контрапункт диалога, разбивая его на шестерых актеров, где они то соображают попарно, то три женщины играют одну, флиртуя с одним мужчиной, и т.д. Эта умопомрачительная комбинаторика делает в меру дурацкий сюжет бесконечно увлекательным, а когда они начинают драться, то спектакль на время становится одним из лучших в сезоне. Но потом опять остаются два актера, опять начинается лирическое муму, опять сползаем в Бергмана и нудные паузы медленных 70-х.
Спектакль в общем выходит так себе, но ван Хове при этом выходит на некоторые новые режиссерские орбиты. Чудесный парадокс театра, часто наблюдаемый при прекрасной актерской игре в плохом спектакле, но практически никогда не встречающийся среди режиссеров.