Авария "Протона-М": утрачен самый мощный российский спутник связи "Экспресс-АМ4Р"

May 16, 2014 12:05



© РИА Новости. Рамиль Ситдиков

Старт ракеты "Протон-М" был произведен в ночь на пятницу с космодрома Байконур. На 540-й секунде полета произошло ЧП: третья ступень ракеты не доработала около 40 секунд до запланированного отделения разгонного блока "Бриз-М".

[Подробнее о ракете Протоне-М]


Ракета-носитель (РН) тяжелого класса "Протон-М" предназначена для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и затем в космическое пространство. Ракета разработана Государственным космическим научно-производственным центром (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева и используется для запуска российских федеральных и иностранных коммерческих космических аппаратов.

"Протон-М" - модернизированный вариант ракеты-носителя "Протон-К", обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками. Первый запуск комплекса "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" состоялся 7 апреля 2001 года.

Применение в составе ракеты-носителя "Протон-М" увеличенных головных обтекателей, в том числе диаметром пять метров, позволяет более чем вдвое увеличить объем для размещения полезного груза. Увеличенный объем головного обтекателя позволяет также использовать на носителе ряд перспективных разгонных блоков.

Главная задача модернизации РН состояла в замене созданной еще в 1960-е годы системы управления (СУ), которая успела устареть как морально, так и по элементной базе. Кроме того, производство этой системы было налажено за пределами России.

На модернизированном носителе "Протон-М" установлена система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК).

Система управления "Протон-М" позволила решить ряд задач: улучшить использование бортового запаса топлива за счет его более полной выработки, что повышает энергетические характеристики РН и уменьшает или даже исключает остатки вредных компонентов; обеспечить пространственный маневр на активном участке полета, что расширяет диапазон возможных наклонений опорных орбит; обеспечить оперативный ввод или изменение полетного задания; улучшить массовые характеристики РН.

После введения в эксплуатацию в 2001 году ракета-носитель "Протон-М" прошла несколько этапов модернизации. Первый этап был реализован в 2004 году и завершился запуском тяжелого космического аппарата "Интелсат-10" массой 5,6 тонны на геопереходную орбиту. Второй этап был закончен в 2007 году запуском аппарата "ДирекТВ-10" массой 6 тонн. Третий этап закончился в 2008 году. В настоящее время реализуется четвертый этап модернизации.

"Протон-М" составляет основу Федеральной космической программы России в размерности ракет-носителей тяжелого класса. С его помощью осуществляется развертывание спутниковой системы "Глонасс", запускаются спутники серии "Экспресс", которые обеспечивают спутниковой связью все регионы России. Кроме того, ракета-носитель "Протон-М" широко используется для выведения космических аппаратов в интересах Министерства обороны РФ.

Тактико-технические характеристики РН "Протон-М":

состав ракеты-носителя: 3 ступени;

стартовая масса: 702 тонны;

масса полезной нагрузки: 22 тонны;

тип и количество двигателей:

I ступень - жидкостный ракетный-двигатель (ЖРД) РД-275 (6 шт.);

II ступень - ЖРД РД-0210 (3 штуки) и РД-0211 (1 штука);

III ступень - ЖРД РД-0213 (1 штука) - маршевый; ЖРД РД-0214 (1 штука) - рулевой.

Диаметр/длина используемых головных обтекателей (в метрах):

4,35/11,6 (РБ "Бриз-М")

4,35/15,255 (РБ "Бриз-М")

5,10/16,371 (РБ "Бриз-М")

5,10/19,65 (КВРБ)

4,35/12,65 (низкоорбитальный модуль).


[Читать дальше]
Космический аппарат "Экспресс-АМ4Р" был создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП "Космическая связь" в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы. "Экспресс-АМ4Р" являлся третьим космическим аппаратом серии "Экспресс", запущенным в 2014 году. "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" 16 марта этого года успешно вывел на орбиту спутники "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ".

Авария ракеты-носителя "Протон-М" с космическим аппаратом "Экспресс-АМ4R" произошла высоко в плотных слоях атмосферы над территорией Китая, обломки до Земли не долетели, ущерба третьим лицам не нанесено, сообщил РИА Новости глава Роскосмоса Олег Остапенко. Ядовитый гептил, содержащийся в ракетном топливе, скорее всего тоже сгорел в верхних слоях атмосферы.



Для выяснения причин аварии в ближайшее время будет создана специальная комиссия. Пока же, по информации источника агентства, все запуски "Протонов" с Байконура будут приостановлены. Ближайший из них должен был состояться 15 июля этого года. Ранее Роскосмос запланировал еще два пуска ракет-носителей "Протон-М" до конца года.


[Другие аварии Протонов]
Какие еще аварии ракет "Протон" происходили в России



© РИА Новости. Юрий Алисеенко

2013

2 июля ракета "Протон-М" с тремя российскими навигационными космическими аппаратами "Глонасс-М" упала на космодроме Байконур на первой минуте старта. Причиной аварии стала неправильная установка датчиков угловых скоростей на ракете.

2012

7 августа запуск "Протона-М", выводившего на орбиту спутники связи "Экспресс-МД2" и "Телком-3", закончился нештатно из-за сбоя в работе разгонного блока "Бриз-М". Он проработал семь секунд вместо расчетных 18 минут 5 секунд, в результате два спутника и он сам оказались не на той орбите, куда должны были попасть. На траектории, где спутники оказались, они оба были полностью бесполезны.

Причиной сбоя стал дефект одного из жиклеров разгонного блока, из-за которого засорилась топливная магистраль, и двигатель прекратил работу. После сбоя в работе разгонный блок стал неуправляемым и превратился в космический мусор. В середине октября 2012 года он взорвался, породив целое облако фрагментов, потенциально опасных для Международной космической станции (МКС) и других аппаратов на околоземной орбите.

2010

5 декабря после старта ракеты-носителя "Протон-М" были утрачены три спутника "Глонасс-М", которые должны были завершить формирование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Разгонный блок ДМ-03 производства РКК "Энергия" вместе с космическими аппаратами упал в Тихий океан.

Согласно выводам комиссии, расследовавшей инцидент, все ступени и системы ракеты-носителя "Протон" отработали штатно, а спутники были утрачены по причине того, что в разгонный блок ДМ-03 из-за ошибки в конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего топлива.

2008

15 марта после старта с космодрома Байконур ракеты-носителя "Протон-М" с американским спутником связи AMС-14 на борту, при втором включении маршевого двигателя разгонного блока, работа двигателя была прекращена на 130 секунд раньше расчетного времени, в результате космический аппарат не вышел на расчетную орбиту. Отделение всех ступеней ракеты и первый запуск разгонного блока "Бриз-М" прошли в штатном режиме. Аппарат AMC-14 запускался с целью трансляции спутникового телесигнала на территорию США.

2007

6 сентября после старта ракеты-носителя "Протон-М", выводившей на орбиту японский спутник JCSat 11, с космодрома Байконур на 129 секунде полета в результате неразделения первой и второй ступеней ракеты произошла авария. Обломки космического аппарата упали на территории Казахстана, рассыпавшись в зоне площадью 50 на 18 километров по направлению трассы полета. По результатам исследований было выявлено локальное загрязнение почвы компонентами ракетного топлива и их производными.

2006

28 февраля в результате аварии спутник связи арабской компании Arab Satellite, запущенный с космодрома Байконур с помощью российской ракеты-носителя "Протон-М", не был выведен на расчетную орбиту. Авария произошла из-за нештатной работы во время второго включения разгонного блока "Бриз-М" после удачного отделения всех ступеней ракеты и вывода аппарата на опорную орбиту, откуда должен осуществляться старт. Позже спутник был сведен с орбиты и затоплен.



Также рекомендую: О патриотизме и реализме

аварии, Роскосмос, Россия, ракеты

Previous post Next post
Up