Итак, социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Не следует сводить понятие социализации исключительно к общению ребенка со сверстниками, так как на самом деле оно гораздо шире и включает в себя:
- усвоение культурных норм и ценностей,
- принятие различных социальных ролей, образцов поведения,
- обретение навыков эффективного взаимодействия с другими людьми.
Первые шаги в нелегком деле социализации малыш делает в своей семье - именно так его внутренний мир начинает обогащаться знаниями о том, что существует мама и другие члены семьи, которые по мере взросления ребенка становятся его проводниками в большой мир. Именно семья является для ребенка образцом, здесь он постигает первые модели поведения и социальные нормы.
Что же следует делать родителям для того, чтобы быть уверенными в том, что социализация ребенка в должной степени реализуется? Разложим по полочкам:
1. Семья для ребенка - миниатюрная модель общества, которая дает представление об иерархии, разделении ролей, нормах общения, социальных статусах, ценностях, культурных и моральных нормах.
2. Благодаря родителям, ребенок имеет возможность сначала наблюдать, а затем все более активно включаться во взаимоотношения с внешним миром. Для этого достаточно не изолировать ребенка в замкнутом круге дом-площадка-кружок, а брать его с собой и туда, где Вас ждут дела, а не развлечения - в магазин, банк, на почту, в гости к своим друзьям и т.д., и т.п. Именно там ребенок, наблюдая за Вашими действиями, приобретет бесценные навыки социализации.
3. Совершенно не нужно стараться каждый день организовывать исключительно увеселительные мероприятия для ребенка: сегодня в цирк, завтра в музей, послезавтра в зоопарк… Семья не должна быть ориентирована только на ребенка, как раз наоборот - ребенок должен органически вливаться в жизнь семьи, чувствовать себя ее частью, правильно ощущать семейную иерархию.
4. Чрезвычайно важно максимально включать ребенка в любую взрослую деятельность, будь то рукоделие или ремонт, готовка или уборка. Очень полезно для ребенка будет узнать о том, где и кем работают члены его семьи, по возможности побывать у них на работе, или по крайней мере, увидеть фотографии и услышать рассказ об их занятиях.
5. Общение с другими детьми приобретает важность после 3 лет, когда ребенок достигает того возраста, в котором действительно возникает такая потребность. Однако, и в этом возрасте ребенку требуется присутствие родителей, которые на первых порах будут помогать ребенку выстраивать взаимоотношения с другими детьми. Общение ребенка исключительно с группой сверстников значительно обедняет его, гораздо полезнее общение в разновозрастной группе, где дети имеют возможность перенимать опыт у старших, и в то же время учатся быть снисходительными по отношению к младшим.
6. Навыки социализации отрабатываются ребенком в сюжетно-ролевой игре, когда он пробует брать на себя различные роли и обыгрывает ситуации, которые имел возможность наблюдать в реальной жизни.
7. Качество общения гораздо важнее, чем его количество. У детей бывают разные темпераменты, и, соответственно, совершенно разные потребности в общении. Поэтому в этом вопросе важно исходить исключительно из интересов ребенка, наблюдая за его поведением и реакцией.
8. Время от времени ребенку просто необходимо одиночество! Именно в одиночестве ребенок может осмыслить происходящее с ним ранее, отдохнуть от общения.
9. Гармоничная социализация ребенка отнюдь не подразумевает то, что ребенок должен с легкостью вступать в контакт с незнакомыми людьми. Важно прививать ребенку разумную осторожность и поддерживать его избирательность в выборе контактов.
10. Научить общаться ребенка можно только одним способом - на собственном примере. Никакие правила хорошего тона не будут действовать, если не соблюдаются в семье.
Интересные данные:
Чем дольше ребёнок ежедневно находится в детском учреждении, тем больше он будет иметь проблем в поведении и общении. К таким выводам пришли учёные из американского Национального института детского здоровья и развития человека (National Institute of Child Health and Human Development (NICHD) после масштабного многолетнего исследования детей от 3 лет до старших классов. Удивительно, но не было обнаружено такой же сильной связи с особенностями заботы о ребёнке, социальным и экономическим статусом семьи, чувствительностью мамы к потребностям малыша.
В другом исследовании было обнаружено, что уровень гормона стресса кортизола у детей в детских учреждениях повышался к полудню, постепенно снижаясь в вечерние часы. Особенно высокие значения наблюдались у детишек, которых воспитатели и родители характеризовали как тихих и застенчивых. У домашних детей подобных изменений отмечено не было.
Источник:
http://domrebenok.ru/blog/2011/07/13/vot-vam-i-sotsializatsiya/ Данный текст составлен благодаря участникам онлайн-бесед "Дошкольное детство в семье", опираясь на работы отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. П. Усова).
Также за вдохновение мы благодарим всех, кто писал об этой важной теме раньше нас:
Марина Озерова Ольга Писарик Елена Сергиенко