Свершилось! Мы в вечном городе

Mar 16, 2011 17:19

И снова Италия: заметки о поездке в Рим в декабре 2016 года
Римские каникулы. Прогулки в Трастевере и не только. Крафтовое пиво в Риме

Ну вот, не прошло и полгода безмолвия - и я снова пописываю в жж.
Вариантов, что бы такое выложить - у меня вагон и тележка - тут и рождественский Львов, и Рокки-Карл-Льюис-Вишенка в костюме Санта-Клауса, военной куртке US Army и прочих обновках, и зимний ботанический сад с цитрусовой теплицей, и экскурсия на пивзавод Крыница (это только то, что случилось в декабре прошлого года). Но ничего этого мы сегодня наблюдать не будем ( да и вообще не знаю когда это случится), потому что на повестке дня - bella Италия, надо ее добивать потихоньку, она все-таки по хронологии более ранняя.

Начнем традиционно не с начала, а с конца (гусары, молчать!) - а именно с Рима.

Этим городом я бредила уже много лет, пересматривая "Римские каникулы" с обожаемой Одри Хепберн.
Большинство романтически настроенных дам (включая известную в Беларуси Королеву Борща), как правило, фанатично мечтают о Париже, но мы же не быдло  настояшшые Дортоньяны, и даже мечтаем не как 83%)))) Правда, все равно о мейнстриме, а не о всяких там Бирмах и Камбоджах.
Изучая путеводители, я побаивалась, что реальность окажется не такой романтической, как в старых черно-белых фильмах, а "толпы людей , горы грязи и азиатов", которыми обычно запугивают чистоплотных и неиспорченных граждан Синеокой, могли существенно подпортить неповторимую  атмосферу этого места.

Скажем прямо, выйдя в первый же вечер в Риме на пьяцца Навона и увидев, СКОЛЬКО там людей, я действительно загрустила, а после пары неудачных попыток сфотографировать фонтаны из египетских обелисков - даже очень сильно пала духом.
Виденные нами до этого толпы в Праге и Амстердаме показались незаселенной пустыней ))))
Побродив вокруг Пантеона и фонтана Треви, мы поняли, что так будет везде.  Усугубляло ситуацию и то, что приперлись мы в субботу, более "туристического" дня недели даже представить себе сложно, но и в последующие дни народу было не меньше.
В итоге пришлось смириться, и уже на следующий день толпы практически перестали мне мешать, а лишний десяток-другой задниц на фотках воспринимался уже как само собой разумеющееся.

В общем, Рим - это нечто, доложу я вам. Мы гуляли по нему 3,5 дня, но пронеслось все, как один миг. Естественно, еще до поездки я понимала, как это катастрофически, невозможно мало, но на большее не смог пойти наш семейный бюджет, который и так отчаянно бунтовал всю дорогу, но был совместными усилиями двух транжир разбит наголову )

Вот он - символ Рима. Пардоньте за  то, что  завален.






Как я уже писала раньше, для придания особо романтицкой атмосферы нашей поездке, а больше в целях экономии, в Риме мы снимали квартирку вместо отеля, и несмотря на множество неприятных "нюансов", я до сих пор считаю, что и правильно делали, определенная романтика таки присутствовала. Единственное - мы тратили много времени на завтраки и не разведали заранее пароли и явки хороших супермаркетов.
Местоположение апартАментов было не в историческом центре, а на другом берегу Тибра, но прямо возле Ватикана, поэтому в гости к Папе мы таскались каждый день.
Несмотря на такое упорство, в собор Святого Петра еле попали, при этом не успели на купол и в усыпальницы пап, они закрылись перед нашим носом, а выстаивать очереди  в последующие дни было очень жалко времени, ведь в Риме всегда есть чем заняться...
Собор впечатляет размерами и пафосом - огромный, как целый квартал, настоящий апофигей  величия церкви перед человеком.  Но у меня он  трепета и содрогания не вызвал, да и вообще особых эмоций, слишком помпезно, многолюдно, сплошные условности, кому куда можно зайти, тем не менее присутствия бога как-то не чувствуется ).




Симпатичные ватиканские стражи, оригинальную форму для которых придумал Микеланджело, который по-моему там автор всего.




Еще в Минске я вычитала, что будучи в Ватикане, каждый уважающий себя турист должен отправить открытку ватиканской почтой. Якобы она самая надежная в мире. Внутри висели объявления, что по Европе  (к коей, судя по цене марок, относится и Беларусь) почта идет один день.
Но наши открытки почему-то шли больше недели.

Вид на обмельчавший Тибр и замок Святого Ангела (до него рукой подать из Ватикана), построенный между прочим еще в Древнем Риме как императорский мавзолей. В те времена вся верхняя часть была усажена садами.



Согласно легенде, в 590 г., во время эпидемии чумы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, - отсюда и произошло название замок Святого Ангела.
В наши дни это музей - очередное сборище шедевров мирового наследия.

Знаменитые ватиканские музеи мы так и не посетили. Каждый день ходили после обеда, надеясь, что очередь в несколько километров рассосется (именно так обещают путеводители, типа во второй половине дня организованных групп уже нет, и вход - практически свободен), но нам так и не посчастливилось .  Стоять же 3-4 часа мы не решились, в Риме столько интересного, а мы - быдло и колхозники вовсе не такие уж ценители мирового культурного наследия.
Так что Станцы Рафаэля и Сикстинская Капелла, увы и ах, остаются на следующий раз.
Мы, кстати, долго ломали голову, почему в римском метро сменили указатели - раньше для того чтобы попасть в Музеи Ватикана, предлагалось доехать до ст.Чиприани (она действительно близко ко входу), но сейчас везде эти указатели были заклеены, а в Музеи отправляли со ст. Оттавиано. Мы думали, может, там ремонт идет, и только на третий день постигли истинную задумку - выходя на Оттавиано, попадаешь не к вожделенному входу, а как раз к хвосту очереди ))) Вот и представьте себе ее длину.

Зато мы вдоволь побродили по древнеримским развалинам, которых, к счастью, в Риме сохранилось немеряно.
Вот эти разбросанные по всему историческому центру артефакты древней исчезнувшей цивилизации меня буквально поразили. Трогаешь эти камни,  помнящие римских императоров, и представляешь картинки из фильмов про гладиаторов, Цезаря и прочих Астериксов и Обеликсов ))))
Мы даже не удержались и купили книжку "Рим реконструированный" - там на современные фотографии развалин наложены картинки того, как все это выглядело в годы расцвета. Какой простор для воображения - ведь сейчас от многих величественных зданий остались только пара поваленных колонн.

Виды с Капитолийского холма.







В общем, мы очень душевно побродили по всем этим буквально дышащим древностью местам на закате, перед закрытием, когда туристов уже немного.













Большинство ранних, средневековых базилик в Риме построены "на базе" более старых римских культовых построек.




Поднялись по античного вида лестницам, заглянули внутрь каких-то поросших зеленью гротов, где вода точит камни уже многие сотни лет.
Посмотрели сверху на Форумы и Колизей,



















полюбовались наверху апельсиновым садом с маленькими зелеными апельсинчиками, сорвали один на память (у нас он высох и теперь как камень, им теперь прибить можно), посидели под ними на скамейке с ногами, гудящими после долгого дня беготни по достопримечательностям, а потом забрели в район Палатина - вот там у меня почему-то возникли ассоциации с древней кельтской культурой и Стоунхенджем, появилось даже какое-то мистическое чувство.







Колизей - моя любимая достопримечательность Рима. Каждый раз при приближении к нему у меня захватывало дух - неужели я таки действительно вижу его воочию, а не на картинках. Не верится до сих пор, чесслово )))














Арка Константина. Самая большая и наиболее хорошо сохранившаяся триумфальная арка в Риме




Ну, и еще пройдемся по классике.  Фонтан Треви. Самый большой римский фонтан, вода в котором тем не менее соединена с с системой древнего водопровода, и ее по идее  можно пить. Хотя я бы не рисковала. В Риме много питьевых фонтанов, как маленьких, так и больших. Если вода в фонтане техническая - об этом имеются предупреждения.
Возле Треви всегда толпы. Эту фотку я сделала под проливным дождем ( верный рыцарь  держал надо мной зонтик), иначе туда было совсем не подойти. Хотя и в ливень количество фанатов культурных ценностей впечатляло.




Испанская лестница. Живописнейшее место и тоже вызывает у меня священный трепет благодаря "Римским каникулам". Хотела классически сфоткаться на ней с мороженым, как настояшшая прынцесса, но не получилось ) Опять-таки благодаря дождю лестница практически пустая - редкий случай, в другое время на ней живого места нет от полирующих задами ступеньки туристов.




Небольшое отступление о мороженом (gelato по-итальянски). Италия им, как известно, очень славится, и оно действительно неимоверно классное на вкус.
Моей целью  было найти  и попробовать знаменитое мороженое нежно-голубого цвета (т.наз. puffo). Я искала его в каждой джелатерии по всей стране от Милана до Рима. Мы заходили в 2 самые большие и популярные мороженницы в Риме возле Пантеона, где количество сортов наверное доходило до нескольких десятков. Одних шоколадных там  было около 15-20 оттенков.
Но голубое мороженое так и осталось недостижимой мечтой - его я не нашла нигде. До сих пор ломаю голову - то ли это мы такие везучие, то ли оно действительно почему-то исчезло из производства.
Мороженое, кстати, стоит порядка 2,5-3 евро за среднюю порцию. Моим любимым стала классика - клубника с дыней (fragola a melone), а Миша все время пробовал что-то новенькое, желательно с шоколадом.
Надо отметить, что понятие "средняя порция" - это по их  меркам, по нашим - это очень даже большая. К примеру, в Литве продают  итальянское джелато куда-как меньшими шариками. Правда, порции отличаются в разных джелатериях, и в туристических местах они меньше, хоть и дороже (что не удивляет). Самое лучшее и огромное мороженое мы покупали в маленькой неприметной джелатерии возле Сан-Пьетро. Я думала, у меня лицо треснет, пока его ела )))

Все знают, как я люблю фоткать вечерние города. Ради этого самоотверженно  таскаю штатив во все поездки и мозолю им плечи на всех прогулках. А счас еще мы прикупили в Китае star-фильтр - он источники света превращает в хорошенькие звездочки, можно не мучаться, слишком уж зажимая дырку диафрагмы. Результаты можно будет когда-нибудь  лицезреть в псто  о рождественском Львове.

Ватикан ночью.



Площадь Венеции. Это здание итальянцы не любят и называют "свадебный торт"



Мой любимый Колизеум и Арка Константина.







Чтобы сделать фото с этого ракурса поверх голов и машин, я долго с Мишиной помощью карабкалась по высоченным парапетам, рискуя жизнью. Потом взгромождала туда же треногу. В общем, примеривалась минут 30.
В Риме вообще все кадры без задниц и машин - это большой личный героизм фотографирующего, уж поверьте )))
Однако после единственного кадра аккумулятор приказал долго жить, поэтому вечерних фонтана Треви и Spanish Steps, увы, нету.




В один из дней мы решили выпендриться и пойти не по самым популярным местам. Приехали на Сирко Массимо (раньше это был Большой цирк, а теперь практически пустырь для выгула собак и бегающих от инфаркта римлян).
Быстренько заглянули к Устам истины - тоже артефакт, известный мне по Римским каникулам - круглое изображение  бородача на входе в церковь Basilica di Santa Maria in Cosmedin  с дыркой во рту, куда надо сунуть руку чтобы узнать, насколько ты правдив. Если нет - останешься без руки. Желающих удостовериться  там было достаточно - нужно было постоять в очереди каких-то полчаса, но мы забили. Долго и упорно карабкались наверх в апельсиновые сады Авентина. Сначала мы искали их, то поднимаясь в крутую гору, то снова спускаясь, и ацки переругиваясь по дороге. Когда наконец сады нашлись, мы были очень измотаны и раздражены, поэтому просто посидели полчаса на обзорной площадке, с которой вид оказался совсем не таким интересным, как я представляла и ради чего туда ползла.




Затем мы двинули в сторону Апиевой дороги. Путь наш лежал через Термы Каракаллы, огромный банный комплекс времен III-го века нашей эры.




На термы мы полюбовались сверху и через забор, заходить не стали, а зря  - ведь у нас был Рома Пасс, можно было пройти бесплатно.

Даже снаружи Термы впечатляют - уж больно монументальные сооружения.




Но мы торопились на Апиеву дорогу. Мы надеялись потрогать камни, по которым маршировали римские легионеры, представить развешанных на крестах по бокам от дороги участников восстания рабов Спартака, очень хотелось посмотреть на остатки древнеримского акведука, церковь из романа Сенкевича "Камо грядеши" (именно на ее месте по легенде с апостолом Петром говорил Иисус и отправил его обратно в Рим принять казнь) и завершить все это романтическое путешествие вылазкой в катакомбы - места жизни и захоронения первых христиан.

Реальность предстала  неожиданно жестокой: Апиева дорога оказалась скоростной автомобильной трассой, огороженной с обеих сторон высоченными каменными стенами, но места для пешеходов, т.е. хотя бы обочин на ней практически не было. Каждые несколько секунд мимо проносились автосы на просто таки бешеных скоростях, и мы жались к стенам. Не знаю, как нас не задели, но свинцом и прочей гадостью мы надышались на год вперед.
Расстояния там были что надо, а автобусы ходили крайне редко (то ли раз в час, то ли чуть чаще), поэтому умаялись мы на жаре просто ацки.
Акведук мы долго искали и высматривали, но там, где на схеме было написано "Римский Акведук", мы видели просто стены и въездные ворота в город. Никаких ступеньчатых конструкций. Не знаю, где там по этом стенам текла вода.
Классический акведук мы в итоге рассмотрели из окна поезда, только когда ехали в аэропорт. Это очень впечатляющее зрелище на самом деле, именно такое, как мы и представляли. Настоящий Древний Рим. Жаль, что издалека.

Дальше - еще больше обломов. Знаменитая церковь Кво Вадис была закрыта без всяких объяснений (возможно, это была их обычная дневная сиеста, но и возвращаясь через несколько часов, мы снова не смогли туда попасть. Так и не увидели памятника Сенкевичу, установленного внутри.




До катакомб мы добрались уже совсем измученные. По закону подлости, Рома Пасс, который мы берегли для этого случая, ни в одних из катакомб не действовал ( хотя в комплексе святой Цецилии и еще в каких-то достопримечательностях Апиевой дороги - действовал, но по-видимому, самые популярные места не желали поступаться доходом, а до этой Цецилии нам было уже влом тащиться, это было еще в нескольких километрах. Поэтому я отправила Мишу наслаждаться подземными захоронениями за 8 евро, а сама прикорнула на лавочке в тени.
Сказать, чтоб он был очень удовлетворен по возвращении, нельзя. Экскурсия была длительная и информативная, но ни одной мумии там не было - только выдолбленные в стенах места для них. Вот, понимаешь, завлекают туристов, а самого главного-то и нет! Это мне напомнило египетские разводки, там тоже куча гробниц, в которых давно уже пусто )))
Вот такой странный день получился, экстремалльный туризм, можно сказать.

Ну и конечно же, мы были бы не мы, если бы не облазили Рим в поисках пабов.  Конечно, итальянское вино мы, попробовав,  безмерно зауважали, и уважали стабильно каждый вечер по бутылочке. Но без хорошего европейского пива даже в Италии жизнь не мила таким пивным олкоголекам, как мы.  Однако с этим наблюдались некоторые проблемы - пиццерий-тратторий-таверн десятки на каждом углу, а пабы весьма и весьма редки.   Даже в тех, что мы нашли, типа "настояшшых ирландских пабах" выбор пива был маловат - для меня-то Гиннеса и Килкенни вполне достаточно для бодрого и непринужденного  вечера, но мой супруг куда как больше уважает немецкие и бельгийские сорта. Где-то на Corso Vittorio Emanuele II мы набрели на паб Bulldog Inn. Это место - единственное, где в Риме мы нашли халявный интернет. Правда, пиво (австралийский Фостерс!) стоило 6 евро за бокал. Но заведение крайне душевное. Один раз рядом с нами ужинала целая футбольная команда, на вид состоящая из отъявленных малолеток, которые тем не менее наливались пивом как большие )))))
Бармен по виду - настоящий джентльмен и программист англичанин и красавчик, Миша с ним нашел общий язык. В пабах, кстати, я всегда предоставляла заказывать и блистать разговорным английским именно супругу, чтоб он почувствовал себя своим среди своих )
Пара фоток в окружении любимого продукта.





Как я уже говорила, музеями мы особо не увлекались, зато церквей посетили очень много. В Италии вход в церкви бесплатный, но там можно встретить настоящие шедевры. Для нас это был своего рода квест - отыскивали на карте сакральные точки и бродили по ним в поисках религиозных артефактов )))
Во многие церкви из-за сиест попасть не удалось (например, в римскую Костницу в церкви Santa Maria della Concezione dei Cappuccini - там, как и в Чехии, интерьер сделан из настоящих костей.
Фрески Караваджо в церкви Санта-Мария-дель-Пополо мы тоже не успели лицезреть - там все время были то свадьбы, то похороны, и нас  не пускали.
Многое из увиденного я не зафоткала, т.к. снимать в церквях запрещено правилами, слишком темно, да и морально не очень хорошо (имхо). Но самые артефактовые - вот они.

Собор Святого Петра
Пьета Микеланджело - оплакивание Христа матерью. Удивительным в ней считается то, что скульптор изобразил Деву Марию совсем юной девушкой, хотя в годы распятия Христа она была уже весьма в годах, естественно. Есть там и "пасхальное яйцо" - на ленте, проходящей через грудь Богоматери, Микеланджело подписал свое имя - единственная такая у него подпись.

    
 

Знаменитая фигура св.Петра - именно у нее туристы просят исполнения различных желаний. От многочисленных прикосновений к ноге апостола она стерлась и стала короче другой.




Рогатый Моисей - тоже работы Микеланджело Буонаротти  в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (Святой Петр в оковах) . Говорят, рога появились благодаря ошибке в переводе священных текстов - в оригинале было "и сияло лицо его", а в переводе - "рогато было лицо его". А религиозных спекуляций на эту тему, естественно, море.



Там же находится известнейший артефакт вериги (цепи), в которые заковывали Святого Петра в Иерусалиме и Риме.
"Ученики апостола взяли вериги святого узника и с уважением хранили их как драгоценность и святыню. Как гласит предание, одержимые разными болезнями верующие получали от вериг исцеления, как от платков и полотенец, бывших на теле Апостола Павла. Известно, что головные повязки и платки святого апостола Павла исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что были пропитаны его потом. Такое же действие оказывали вериги святого Петра, некогда плотно охватывавшие его тело.  
  Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что железные цепи святого апостола Петра исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что некогда плотно охватывали тело апостола."




Прямо за Пантеоном  - незаметная церковь Santa Maria sopra Minerva.
Перед ней - статуя слоника работы известнейшего (некоторым) итальянского архитектора Бернини (на заднем плане как раз Пантеон)




Внутри - статуя "Воскресший Иисус"  работы... ну вы уже поняли кого )))
Микеланджело любил воспевать красоту человеческого тела. Поэтому Христос изображен не худым и изможденным мучеником (как его обычно изображают), а мускулистым крепким человеком Возрождения.




Вот это забавное изображение смерти я уже не помню чьей работы и где находится. Просто мой супруг, как любитель всяческих черепов и скелетов, был очень удивлен, уидев, насколько часто используют эти вроде мракобесные символы при оформлении католических храмов.




Вот такой вот у меня получился фотопортрет вечного города  Рима.
По правде сказать, мы были просто очарованы им и хоть и не бросали монетки в фонтан из экономии, но думаю, что обязательно вернемся туда в ближайшие годы.

photo, pivo, travelling, italy, hdr, architecture

Previous post Next post
Up