Что в имени тебе моем?

May 21, 2008 16:38


                                                                                                                              - Что в имени тебе моем? 
                                                                                                                         Ты называй меня, как хочешь!

А. Пушкин

Нет слова, кроме "аллаха"

Уже не первый раз ревнители ислама в Малайзии выражают недовольство упоминанием имени Аллаха всуе, а точнее, в "неверном" контексте. Но от лингвистической реальности далеко не убежишь. И куда же тут деваться, если в малайском языке нет иного слова, для обозначения бога, кроме слова "аллах"? И христиане Малайзии пользуются именно этим словом, упоминая христианского Бога на родном языке.

Камнем преткновения стала католическая еженедельная газета Геральд, которая выходит здесь на 4 языках: английском, малайском, китайском и тамильском.




В декабре прошлого года МВД Малайзии поставило газете ультиматум: перестать использовать слово "аллах" в христианском контексте или потерять лицензию на выпуск еженедельника. Правительство полагает, что подобное использование не только задевает чувства мусульман, но и сбивает их с толку, предлагая им неверную идею о том, что Аллах и христианский Бог - это одно и то же.

В этой связи мне интересно следующее. Как в домусульманское время называли христианского Бога арабоговорящие? Не Аллах ли? И если Аллах, то, собственно, об чем вообще речь?

Дело было передано в суд, и окончательного решения пока нет. Все погрязло в многочисленных слушаниях, теологических и лингвистических дискуссиях и апелляциях.

А я тем временем, оказавшись в одно из воскресений начала мая неподелеку от католического собора, полюбопытствовала, что же происходит сейчас на страницах самого многострадального Геральда.

Геральд начала мая

Обычно тихий продавец Геральда в этот раз поощрял прихожан покупать газету, громко повторяя, что они сейчас борются за восстановление справедливости.

Содержание газеты меня, тем не менее, разочаровало.

В малайской секции поместили статью с цитатой какого-то муфтия, который считает, в отличие от своих соратников, что слово "аллах" правомерно использовать всем, так как оно использовано в Библии на малайском.

В английской секции две статьи. Одна - скучнейшие долгие причитания на тему "как можно делить Бога", "Бог у всех один" и "доколе?!". Невнятные потрясания кулачками в воздухе. Вторая - сухое повествования о ходе судебного заседания.

В целом, появилось ощущение, что радикальные исламисты своего добьются, а дискуссии тихонько сойдут на нет. Сама тема станет еще одним предметом кухонных разговоров о том, как здесь притесняют немалайцев и немусульман, которые такие же граждане этой страны.

Геральд конца мая

В прошлые выходные в Геральде вышло еще две статьи. О самом процессе там мало. Но по статьям можно делать выводы о том, что происходит. Тон совсем другой.

Одна называется "Подставь вторую щеку". Об ее смысле можно догадаться. Споры и распри это не по-христиански. Если мы выиграем процесс и продолжим употреблять слово "аллах", то Господь не осыпет нас за это дарами и не похвалит. Ибо это все пустое. И приводится "щекастый" аргумент об Иисусе. Вот, мол, некоторые и не такое терпели за веру, а мы тут о каком-то бренном слове печемся. Я просто глазам своим не верила.




Вторая статья еще краше первой. Там о том, что переживания правительства не безосновательны. И что безграмотный мусульманин в деревне, проходя мимо церкви, может услышать краем уха знакомое слово "аллах" и по дури своей может решить, что и ему здесь можно молиться, зайдет, и, о ужас, помолится в церкви, думая, что совершает намаз.

Не говоря о том, что некоторые невежественные христиане могут предположить, что раз у них в церкви аллах и в мечети аллах, то можно и принять ислам.

И завершается все коронной мыслью о том, что мы должны ценить то, что нам дают возможность свободно исповедовать свою религию. И если мы будем по-мещански настаивать и буквоедствовать, это может вылиться в то, что исповедовать христианство придется под страхом притеснений. Вывод: цените хорошее к себе отношение и не зарывайтесь.

Вот так мягко, но твердо готовят паству к тому, что процесс, собственно, уже дело решенное и проигранное. Предлагают не суетиться, расслабиться, а, возможно, даже постараться получить удовольствие. 
Previous post Next post
Up