40 малоизвестных фактов про Цирк на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Mar 09, 2016 10:59

На прошлой неделе мне повезло побывать в нашем старейшем цирке в С-Петербурге - Цирке на Фонтанке.
Побывать не просто на экскурсии, а побывать за кулисами его в день, когда выступлений не было.
Нам показали цирк практически от и до, мы побывали и в царской ложе и в конюшне цирковых лошадей, на выставке клоуна Олега Попова и в единственном в России музее циркового искусство.
Было очень интересно, и я решил вспомнить то, что нам рассказывали в виде перечня малоизвестных фактов о цирке, и проиллюстрирую своими фотографиями.

1. Год назад цирку вернули его историческое название - Чинизелли. Сейчас для многих оно еще не привычно, но я за возвращение к оригинальным названиям и всячески приветствую возвращение Чинизелли в Питер.



2. Цирк в Санкт-Петербурге появился гораздо раньше оперы, балета и драмы. Уже во времена правления Петра I на улицах и площадях стали появляется временные деревянные здания для театральных и цирковых представлений.
А в 1736 на нынешней Манежной площади появляется слоновый двор, который простоит там довольно долго. Царица Анна любила зрелища и первая завезла сюда диковинного слона. Вот писали тогда
«Потом приведён был Индейцами и Персианами пред Летний дом от Надыр Шаха… в дар присланный Ост-Индский Слон в полном своём наряде. Её Императорское Величество изволила оного видеть и разных проб его проворства и силы более часа смотреть»
Слону царицы Анны недолго предстояло оставаться в одиночестве - после воцарения Елизаветы Петровны в 1741 году Надир-Шах присылает в Петербург аж 14 слонов, для которых на Фонтанке у Симеоновского моста (ныне мост Белинского) строится три больших светлых амбара с обязательным отоплением, на что из казны была отпущена сумма в 5000 рублей серебром - по тем временам сумасшедшие деньги.
Вот старая карта и место слонового двора. Аккурат там где и будет в дальнейшем построен постоянный каменный цирк



3. Кстати, Караванная улица, начинающаяся от фасада цирка Чинизелли и при Елизавете напрямую соединяла Летний дворец и Невскую першпективу, причем в названии сохранилась память о Слоновьем дворе - именно здесь находились караван-сараи для персиянцев-погонщиков слонов и дома для обслуги. По Караванной слонов выводили в город - показывать публике, причем известен строжайший приказ полицейской части Петербурга «о неучинении помешательства слоновщику в провожании слона» - сиречь погонщиков не оскорблять и не освистывать, в слона каменьями и палками не кидаться. Купали слонов в Фонтанке, соорудив деревянный настил.



4. Возвращаясь к Чинизелли и истокам создания цирка. В 1867 на площади у Симеоновского моста строится деревянный цирк Карла Гинне, который простоит там около 10 лет. В конной труппе выступала сестра Карла Гинне Вильгельмина, вышедшая незадолго до этого за итальянца Гаэтано Чинизелли. Гаэтано сам был итальянским подданным, главой большой цирковой семьи и сам был артистом цирка (наездник и дрессировщик лошадей).
Гаэтано приезжает в С-Петербург и через какое-то время, не без интриг скандалов и санта-барбары, получает контракт на строительство каменного здания цирка.
Здание цирка стало на тот момент уникальным техническим сооружением, выполненным на основе передовой для того времени инженерной мысли. Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролета (49,7м) не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект.Эта система была использована и при постройке Эйфелевой башни



5. За возможность построить специально спроектированное для цирковых представлений здание Чинизелли обещал «устроить на свой капитал сквер на Манежной площади».
Это обязательство Чинизелли выполнил - сквер сохранился до наших дней. Сейчас на нем находится фонтан и бюсты итальянских архитекторов (к скверу примыкает Итальянская улица)



6. Раньше в цирке, помимо традиционных цирковых жанров, превалировали шоу-представления - пантомимы. Что-то среднее между театральным представлением, шоу и перформансом(не люблю английские слова, но тут хорошо отражает суть)
Приведу пример водной пантомимы, описание с оф.сайта:
"В этом спектакле, под названием «Четыре стихии», вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Здесь же демонстрировались и всевозможные технические новшества. В 1897 г. предлагался «Волшебный электрический фонтан». В феврале того же года можно было посмотреть «Оригинал космограф - живые фотографии с коллекцией разнообразных картин». Ни одного сезона не прошло в цирке Чинизелли без постановки пышной по оформлению пантомимы - циркового спектакля, где можно было устроить красивую феерию, показать впечатляющую батальную сцену при участии пеших и конных войск."



7. Малоизвестный факт. Царская ложа была спроектирована так великолепно, что за нее архитектору здания Василию Кенелю был пожалован бриллиантовый перстень.



8. Диаметр стандартной цирковой арены - 12.8 метра, выбран таким не случайно. При таком размере лошади могут галопом бегать по кругу, не сбрасывая наездников со своей спины



9. Последним владельцем цирка с 1891 до 1919 года был второй сын Гаэтано - Сципионе Чинизелли, который после революции уехал за границу. Цирк был национализирован и получил название «Госцирк».



10. Цирк это дом артистов. Они здесь практически живут. Здесь принято здороваться со всеми при встрече, приходя в гости в цирк.




11. Родоначальником цирка в современном понимании считается Филипп Астли, который в 1768 году создал «Амфитеатр Астли» и дал первое выступление в Лондоне. Однако его конкурент Джон Хьюджес решил использовать другое название, поэтому он заимствованное у римлян слово цирк. Хьюджес открыл свой «Королевский цирк» поблизости от «Амфитеатра», чтобы переманивать зрителей. В ответ на такую ярую конкуренцию Астли разнообразил программу жонглёрами, канатоходцами, гимнастами и клоунами. В итоге цирк приобрёл современные черты.



12. В цирке в ходу очень много специфических примет, вот наиболее запомнившиеся мне:
- Нельзя трогать руками чужой реквизит.
- Нельзя переходить дорогу артисту перед его выходом на манеж - может привести к травме.
- Нельзя садиться в сценическом костюме - неуважение к зрителям.
- Перешагнешь барьер манежа - останешься в цирке на всю жизнь
- Премьеру не работают в новом костюме.



13. Форганг - это занавес, отделяющий зрительный зал от закулисной части. Но для людей цирка оно значит неизмеримо больше.
С одной стороны форганга - праздник, восторженные глаза зрителей, успех, аплодисменты, с другой - ежедневный, тяжелый будничный труд.



14. Самым опасным животным для дрессировки является....медведь! Т.к. его недовольство тяжело увидеть - хвоста то нет, которым обычно машут или прижимают другие животные, в частности кошачие. Медведь же может наброситься абсолютно внезапно, не показывая недовольства перед этим.



15. Менялись артисты, номера, антураж и виды выступающих животных, но всегда в Цирке на Фонтанке выступали лошади. С открытия, когда порой на манеже выступало одновременно порядка 50 лошадей. Да и не будем забывать, что сам Гаэтано Чинизелли был наездником и дрессировщиком лошадей.



16. В табуне цирковых лошадей тоже есть вожак, лидер табуна. Важно, чтобы он своим примером "вел" за собой остальных



17. В далеком прошлом в Цирке Чинизелли был номер "Адская лошадь", где выступление шло в сочетании с огнем. (Ни одна лошадь не пострадала)



18. По давней примете все артисты Цирка Чинизелли, перед выходом на манеж, целуют нос лошади, лидера табуна. На самом деле нет, шучу :)



19. Целовать именно вожака не обязательно, можно любую:) Будем считать эти два шутливых факта антрактом:)



20. В 2011 году в Сочинском Государственном Цирке был установлен рекорд самой высокой пирамиды из людей на спинах движущихся лошадей. Высота пирамиды составила 4,5 метра. Пирамида была из трех человек: Эдгарда Запашного, Александры Блиновой и Кристины Грицаенко.



21. В конюшнях в Цирке Чинизелли сохранились оригинальные столбцы, в кадре виден один из них



22. А это авизо. Служебное расписание, вывешиваемое за форгангом для сведения артистов и персонала, указывающее время и очередность выхода номеров в манеж, либо во время представления, либо во время репетиционного времени.
Авизо обычно вывешивались за кулисами возле выхода на манеж.



23. До 10 апреля продлится в Цирке Чинизелли программа "Пусть всегда будет солнце", в которой участвует знаменитый клоун Олег Попов. Вот программа представления.



23. На втором этаже Цирка находятся зеркальные галереи, в которой можно делать самые популярные в Инстаграме селфи.



24. В царской ложе в советский период располагался оркестр. После реставрации в прошлом году царская ложа вернула свое предназначение, а оркестр переехал напротив, прямо над форгангом.



25. Сейчас в цирке существует 8 основных жанров: Акробатика, Клоунада, Гимнастика, Жонглирование, Дрессировка, Эквилибристика, Атлетика и Иллюзионизм. Многие из них еще состоят из множества отдельных направлений.



26. Барьер(Писта) - невысокое ограждение по периметру манежа, с двумя раздвижными входами напротив друг друга и напротив форганга. Высота барьера, определялась исходя из расчета того, чтобы среднего роста лошадь четырехлетка, став на него передними копытами, могла свободно двигаться задними по манежу, а ширина, должна была быть такой, чтобы лошадь могла пройти по нему мелкой рысью. (Обычно это составляет полметра в высоту и треть в ширину.)
Сидеть на барьере спиной к манежу - "смертный грех" для любого артиста.



27. А вы знаете кто такой шпрехшталмейстер? Вот и я не знал до этого. Шпрехшталмейстер это ведущий цирковой программы . В обязанности Шпрехшталмейстера входит объявление номеров программы, участие в клоунских репризах, руководство униформистами, наблюдение за выполнением правил техники безопасности, организация репетиций.
В Цирке Чинизелли шпрехталмейстером работает уже много лет Юрий Антонович Лысенко. Юрий, спасибо вам за ваш труд, порой не видимый нам, зрителями :)



28. В царской ложе Цирка на Фонтанке очень примечательные ширмы. На них нанесены эскизы оригинальных костюмов участников пантомим в цирке при Чинизелли.




29. Из удобств царской ложи - отдельный туалет, отдельный вход, зона отдыха и лучший вид на манеж. Все удовольствие стоит около 8000руб(это максимум, вроде в зависимости от времени представления есть дешевле).
Не заоблачные надо сказать цены. 100 евро :)



30. В Цирке проходит сейчас выставка посвященная клоуну Олегу Попову. 17 марта она переедет в Корпус Бенуа, что при Русском музее. Там будет проходить выставка Цирк, рекомендую посетить!



31. Олег Попов был первым советским клоуном, которого в 1955-м выпустили на гастроли за границу. Тогда на его концерты в Англии, Франции, Бельгии пришли королевские особы и первые лица государств.
Нашел интересное интервью с ним, рекомендую. Справа одна из его легендарных клетчатых кепок



32. Еще интересные факты об Олеге Попове:

- Получив в цирковом училище специальность эквилибрист-эксцентрик, Попов по направлению едет в Тбилиси, где в течение двух месяцев пробует себя в роли комика. Там он выступает с номером «Сон на проволоке», который на долгое время становится его визитной карточкой.

- В 1951 году начинающий клоун Попов участвует в смотре молодых артистов. Его талант замечает известный клоун Карандаш (Михаил Румянцев) и берет к себе ассистентом. Под началом Румянцева Попов становится коверным клоуном.

- Прообраз Солнечного клоуна впервые появляется на арене Саратовского цирка. Вышло все случайно. В цирке заболел клоун Боровиков, и дирекция попросила тогда еще эквилибриста Попова заменить коллегу, чем спасти представления. Олег согласился и появился перед публикой в легендарной черно-белой клетчатой кепке. Почти месяц Попов смешил народ, после чего окончательно решил стать клоуном.

- Первая роль, которая принесла артисту настоящую известность, - Повар. Этот ловкий малый может жонглировать вилками, ножами, тарелками и чашками и при этом уплетать за обе щеки вареный картофель.

- В одном из выпусков новогоднего «Голубого огонька» Повар Попова скрупулезно сервирует праздничный стол. Вдруг замечает, что он забыл его накрыть скатертью. Чтобы не ударить перед гостями в грязь лицом, Повар складывает скатерть, берет огромные ножницы, вырезает дырки и одним движением руки идеально накрывает на стол. Публика рукоплещет. Больше никому повторить номер так и не удалось.

- Артист любил пародировать номера других жанров. Если перед ним выступал иллюзионист, он тут же отвечал ему репризой «Химчистка»: черный петух проходит через самоварную трубу и становится белым.

- Олег Попов убежден, что в репертуаре уважающего себя клоуна должны быть сатирические репризы. Сюжеты для них он берет прямо из жизни.

Как-то раз посетив бездушного врача, Олег Константинович придумал репризу «Утопленник».

Врач нехотя осматривает пострадавшего, через силу неаккуратно ставит ему укол. Вскрикнув от боли, «утопленник» очнулся. Врач проверяет у него документы и, ужаснувшись, отдает приказ санитару: «Взять и утопить обратно!».
А дело в том, что больной проживает не на его участке.

- Ошеломительный успех небольшой сатирической зарисовки, подтолкнул Попова к созданию целого спектакля. Так появилось «Лечение смехом». Олег Константинович сыграл роль главного врача поликлиники «Будь здоров!».

Акробат с больной ногой уходит от него на руках, человека, желавшего усидеть на двух стульях, главврач распиливает на две части, а пьяницу, увиливающего от работы, разоблачает с позором.
При этом все действие сопровождается добрыми шутками. Пациент в страхе поглядывает на кипящий стерилизатор, но доктор неумолим. Подходит, серьезный, к аппарату, поднимает крышку и вынимает оттуда… сочную сосиску.
Со своим спектаклем Попов выступал примерно два года.

- Одна из самых любимых реприз самого Олега Константиновича - философская и лиричная история «Луч». Клоун собирает солнечный луч в корзинку, но перед тем как скрыться за кулисами, отдает его зрителям.

- Олег Попов переехал в Германию в 1991 году. Там он женился на немке Габи Леманн. Они вместе придумали собственную программу и до сих пор выступают дуэтом.

- Весь реквизит для номеров клоун Попов делает сам в своей творческой мастерской.

- Немцы считают Олега Константиновича национальным клоуном. Для них он Счастливый Ганс, который любит свое дело и много гастролирует по миру.

на фото его знаменитый олимпийский велосипед, сделанный к ОИ1980 .



33. Мало кто знает, но при цирке уже много лет работает первый в мире Музей циркового искусства. Запись на экскурсию предварительная, и стоит она 100 рублей с человека.
Нам экскурсию по цирку и музею вела заведующая музея Екатерина Шаина и это была одна из самых интересных экскурсий в моей жизни! Спасибо еще раз!



34. В музее собрано огромное количество цирковых артефактов. Но без экскурсовода там делать нечего, т.к. абсолютно каждый экспонат хранит в себя супер историю и тут конечно нужно слушать гида.



35. Цирк это традиции, передаваемые из поколения в поколение. Из семьи в семью. Именно поэтому тут очень распространены цирковые династии. Дети буквально с рождения впитывают в себя атмосферу цирка. Они с малых лет уже помогают родителям на работе и участвуют в представлениях. Кио, Дуровы, Запашные, Филатовы, Багдасаровы - эти фамилии знакомы еще с детства нашим бабушкам и дедушкам :)



36. Во время блокады цирк был закрыт. Часть артистов эвакуировали, часть вошла в состав концертных бригад, а часть осталась в цирке, где и жила, заботясь о животных цирка.
В частности в цирке оставалась во время блокады семья Запашных. Вот очень интересные воспоминания о блокадных годах Анны Запашной, дочери основателя династии Михаила и двоюродной бабушки Аскольда и Эдгара.



37. В продолжение военной темы история про артиста Цирка на Фонтанке - коверного клоуна Бориса Вяткина.

Коверный клоун Борис Петрович Вяткин одну за другой посылал в Москву телеграммы с просьбой направить его вместе с другими артистами на фронт для выступлений перед бойцами.
В августе 1942 года их вызвали в Москву, чтобы направить во фронтовую цирковую бригаду.
В том же месяце Борис и его любимица собака Крошка вместе с другими артистами отправились в первую фронтовую поездку. В июне 1942 в действующие части выехала бригада Карандаша, а в августе - бригада Вяткина, обслуживавшая фронты в течение 3 лет. За все время работы на фронте их бригада дала более полутора тысяч концертов. Выступали перед летчиками, танкистами, разведчиками, на передовой, в госпиталях, на грузовиках, оборудованных «под сцену», на полянках и в лесочках.
Не раз попадали под обстрелы и бомбежки, в любую погоду давали по три-четыре концерта.
В 1945, уже после окончания войны, продолжали выступления в воинских частях, в Москву вернулись только в августе сорок пятого.

В ноябре 1944 года открылся 64-й сезон Ленинградского цирка. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка на 4 года.



38. Реклама представления цирка всегда играла главную роль для аншлагов, еще с давних времен. Цирк 19 века, особенно передвижной, пользовался афишами и «живой» рекламой - по приезде в город труппа артистов в сценических костюмах, в сопровождении дрессированных животных, проходила кавалькадой под звуки оркестра по гл. улицам, приглашая зрителей посетить цирк.
Стационарные цирки Санкт-Петербурга, Москвы и др. городов, а также гастролёры извещали о начале своих выступлений в афишах, публиковали в газетах и журналах объявления с фотографиями артистов, подробным перечнем номеров программы, с кратким описанием главных трюков. Текст обычно составлялся в преувеличенно хвалебном тоне; для характеристики исполнителя и номера подбирались эпитеты и образы, призванные поразить воображение: «человек-лягушка», «женщина-паук», «человек без нервов», «чёртов мост» и др.
А чего стоил один слон. Люди шли на него всегда. И этим порой пользовались в то время - анонсировали выступления слона, а потом выяснялось, что слон приболел и не может выступить. Ну или не доехал из-за погоды :) Цирк да и только :)



39. Несколько цирковых терминов, значение которых вы могли не знать:
Антре - отдельный и самостоятельный выход клоунских персонажей, часто состоящий из небольшой сценки или пантомимы.
Реприза - короткая клоунская интермедия, которая обычно разыгрывается в перерывах между номерами.
Шапито - разборный передвижной цирк, который в простейшей форме представляет собой негорящую брезентовую прорезиненную палатку.
Эквилибр - очень распространенный цирковой жанр, вливающийся во все ответвления акробатики. В простейшей форме состоит из стоек в равновесии на руках или ногах на мертвой или движущейся точке опоры.
Каучук - цирковой жанр, где исполнитель демонстрирует гибкость мышц тела и подвижность суставов. Одно из старых рекламных названий этого жанра, встречающееся на цирковых афишах, - «Женщина-змея».
Комплимент - это акцентированное принятие исполнителем статической, торжественной позы, применяемой после завершения трюка, серии трюков, всего номера либо при выходе на аплодисменты.



40. В соседнем здании с цирком находятся гостиница, в которой живут гастролирующие артисты. И ветеринарная клиника.




41. На написание этого поста я потратил около 5 часов (+полчаса обработка фоток). И пожалуй я готов теперь сам водить экскурсии по цирку:))

Я благодарю за организацию экскурсии пресс-секретаря цирка Елену Молчанову, а за проведение ее заведующую музея Цирковых искусств Екатерину Шаину!
Спасибо всей дружной семье Цирка Чинизелли за гостеприимство и позитив, который вы дарите зрителям!

Музеи Питера

Previous post Next post
Up