Структура интеллектуальных игр / Игры будущего / Формализация СИ

Jan 21, 2008 19:27

Структура интеллектуальных игр. Вопросы и поле знаний.
Игры будущего. Информация и факты.
Формализация СИ. Классификация вопросов СИ.

Ну что ж, пришло время узловому посту, который связывает несколько моих обзоров и, возможно, породит новые. Так что постараюсь, чтобы всё было объяснено чётко. Если вам было интересно то, что я писал в своём ЖЖ ранее и что (возможно) будет написано тут позже, советую ознакомиться.

Сразу скажу, что истина познаётся в дискуссии, и этот текст не претендует на объективную истину (впрочем, он сам вам расскажет об этом). В конструктивном диалоге на его основе можно будет глубже понять проблему и подкорректировать написанное.

Часть 1. Знания и факты

Нас окружает информация. Собственно, ничего кроме информации вокруг нас и не существует. Мы получаем её в виде сигналов по различным рецепторам. Так происходит познание окружающего мира.

С позиции людей, изучающих интеллектуальные игры, нам интересна не вся информация, а лишь та, которая наделена смыслом и запоминается. То есть произвольные импульсы, попадаемые в видей света в глаза или звуковых волн в уши, трогать не будем. В результате деятельности человеческого мозга они преобразуются в осмысленные данные об окружающем мире.

Единицей информации будем считать 1 факт. Что он из себя представляет?

Под фактом будем подразумевать некое явление, событие, процесс, которое для нас является документально установленным (утверждение о его существовании является в определённой степени истинным). Это означает, что мы восприняли его из окружающего мира и согласились с ним (обычно это происходит в том случае, если новый факт не вступает в противоречие со старыми).

Факт могут быть достаточно простыми, утверждающими лишь существование некоего понятия или объекта внешего (окружающего) мира, а могут быть и гораздо сложнее, соединяя в единой цепочке несколько понятий. Связываясь через общие понятия между собой, факты образуют сложную систему, которую мы будем называть "субъективной картиной мира". Мы не можем судить об окружающем мире и объектах, его населяющих, иначе, нежели воспринимая его через существующие рецепторы и анализируя эти сигналы. Поэтому совокупность построенных фактов представляет собой максимально полную и максимально истинную модель мира на данном этапе познания. Именно поэтому набор фактов и назван "картиной мира". Однако мы в любом случае не можем проверить, насколько близка наша построенная модель к реальному положению вещей. Потому построенная картина мира является субъективной.

Определённая доля фактов создаётся исключительно на основе восприятия мира (первичные факты), остальные же генерируются самим человеком в процессе анализа имеющихся фактов (вторичные). Так в процессе умозаключений рождается новое знание.

Природа фактов вероятностна, то есть то, что утверждается в конкретном факте, истинно для наблюдателя с определённой степенью доверия в пределах от 0 (совсем не доверяю, такой факт входит в картину мира в противоположном значении) до 1 (абсолютно достоверный факт). Бывают люди, для которых существуют только определённые значения вероятности: те, кто всегда всему верит, и те, кто никогда никому не доверяет.

От модели мира требуется непротиворечивость, то есть в ней для любых фактов, утверждающих противоположное, сумма их вероятностей должна быть равна 1. Если в вашей картине мира это не выполняется, значит, что-то у вас не так :)

В процессе дальнешего познания мира его картина у наблюдателя может меняться, как и вероятности фактов, входящих в неё. Некоторые утверждения вполне могут обращаться в противоположные.

Будем считать аксиомой утверждение о том, что другие люди существуют :) Т.е. помимо 1 индивида, с позиции которого мы и рассматривали познание, существуют иные, аналогичные люди со своими субъективными картинами мира. К счастью, картины мира разных людей достаточно похожи и имеют общие факты. Сие наблюдение и позволило людям договориться между собой, сопоставить отдельные картины мира и сформировать общую модель, которую смело можно назвать субъективной картиной мира человечества ("картиной мира"). Туда входят факты, которые действительно могут представлять интерес для большинства (т.е.  факт того, что "утром у меня убежала молоко" вряд ли будет интересен остальным и не войдёт в коллективный набор знаний). В дальнейшем слово "субъективная" мы будем подразумевать всегда и посему опускать.

Картина мира (или её подмножество) и представляет собой то пространство знаний, на котором происходит интеллектуальная игра. Перед началом игры ведущий объявляет множество фактов, на котором и будет проводиться игра.

В интеллектуальной игре критичным является знание игроками фактов из картины мира. Каждый индивид (игрок), принимающий участие в игре, владеет лишь частью коллективного знания. Поэтому если факт выбирается из базы знаний случайно, игрок может как знать этот факт, так и не быть осведомлённым о нём. В таком случае игра перестаёт быть детерминированной. Появляется неопределённость в исходе, и это даёт игре жизнь.

Продолжение следует...

Интеллектуальные игры, СИ, Игры будущего

Previous post Next post
Up