Игры будущего. Глубина восприятия информации

Feb 05, 2008 12:28

Глубина восприятия информации

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

Часто то, что говорят, не всегда доходит до нас. Или, если и доходит, то не всегда корректно. И связано это обычно с тем, что мы не понимаем источник информации. Не понимаем язык, на котором к нам обращаются. Не понимаем смысл отдельных слов. Или не понимаем, зачем нам вообще всё это нужно.


Глубину понимания тех фактов, которые мы осознаём в процессе контакта с окружающим миром, изучает такая наука, как семиотика. Она выделяет три уровня понимания данных, каждый из которых является усложнением предыдущего. Для нас аспекты понимания являются достаточно важными, и поэтому мы рассмотрим их поближе.

Всё сущее, равно как и факты, имеет форму и содержание. Содержание - самая важная часть объекта, несущая его смысловую нагрузку. Содержание факта - кусочек картины мира, передаваемый с его помощью. Форма - это оболочка, без которой содержание не может существовать. Форма факта - это запись на языке для его передачи адресату. Форма без содержания и содержание без формы вроде бы не существуют. Так ли это? Посмотрим.

Первый раздел семиотики - синтаксис - изучает лишь форму факта. В нашем случае в качестве формы выступает последовательность слов, состоящих из простейших знаков - букв. Так вот, в русском языке вполне можно представить форму без содержания! Классическим примером подобного будет являться предложение "Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка". Не понимая ни единого слова (за исключением союза и), мы вполне можем догадаться о частях речи, использованных в предложении, об отношениях между ними, предположить даже некоторое родство между бокром и бокрёнком. Очевидно, что слово штеко является наречием, кудрячит - глаголом, бокр - существительным и т.д.

Тем самым, не выясняя значения слов, а руководствуясь лишь представлениями о наиболее типичных формах выражения каждой части речи, мы вполне можем по данному предложению выстроить дерево. Основными методами, использованными при построении этого дерева, являются морфемный, морфологический и синтаксический разборы. С помощью выделения окончаний в словах мы догадываемся о возможной части речи, которой является исследуемое слово, и словоформе. Анализируя порядок слов в предложении, уже окончательно удостоверяемся в конкретных характеристиках каждого слова и строим цепочки связей.

Что даёт такой вывод? Получается, программе при чтении текста на естественном языке не требуется понимать смысл написанного, чтобы представить отношения между словами. Для построения дерева досаточно знать правила изменения форм слов и правила синтаксиса. Это-то и даёт надежду на возможность самообучения программной системы и расширяемости её картины мира. Не потребуется заносить в память программы все известные слова и понятия. Она сама сможет их вычленить из уже написанных и размещённых в Сети текстов.

Анализ формы является первым преобразованием входного текста, превращая последовательность предложений на естественном языке в последовательность деревьев слов.

С философской точки зрения, анализ формы представлет собой низшую степень познания бытия - ощущение. Т.е. вы понимаете, что что-то к вам приходит, но что именно, сказать затрудняетесь.

Второй раздел семиотики - семантика - отвечает уже за интерпретацию факта. Что есть интерпретация? Это сопоставление написанного слова конкретному понятию у вас в голове. Например, при прочтении слова "слон" у вас в мозгу возникнёт вполне отчётливый образ какого-то усреднённого слона. Это и есть интерпретация (какие-то закорючки на бумаге превратились в образ). По сути, имеет место отражение полученного вами факта на вашу картину мира. Понятия из факта сопоставляются с тем, что вам было известно до этого.

При анализе смысла факта получатель информации воспринимает то, что к нему пришло, и как-то состыковывает это с имеющейся у него картиной мира.

Сие утверждение говорит нам о том, что познание мира нельзя начинать с нуля. Необходимо обладать фундаментальной базой простейших понятий, на основе которых можно описывать более сложные понятия и т.д., усложняясь до бесконечности. Поэтому в программе должна быть заложена некоторая основа, при помощи которой она сможет развиваться.

В нашем случае семантический анализ мы будем воспринимать как

1) перевод дерева естественного языка в дерево на ЯОФ (или в предложение на ЯОФ, так как в нём соотвествие между предложениями и деревьями взаимно однозначно). Это первичный анализ, в котором исчезают служебные символы, заменяясь на логические операции и операции над множествами. Синонимы сворачиваются в одно слово с добавлением атрибута "сила оттенка" и т.д.  Представление факта стандартизовывается. Убирается "мусор", остаётся чёткий информационный импульс. Это второе преобразование в нашей модели.

2) перевод с ЯОФ на наш SQL-подобный язык описания объектной модели мира, третье звено в преобразованиях. Осознаются отдельные свойства и понятия. Происходит перестройка записей ЯОФ к более осмысленным формам, в которых основное внимание уделяется объектам и отношениям между ними. Именно в этот момент программная система должна уяснить для себя смысл сообщения.

3) Последнее звено преобразований - построение или изменение существующей объектной модели мира на основе записей предыдущего этапа. Теперь у программы есть чёткая модель, с которой очень удобно оперировать, делать выводы и решать задачи.

С философской точки зрения семантика обознается следующую ступень познания - восприятие. Теперь объект воспринимает сигналы от окружающего мира и способен на них реагировать.

Последний раздел семиотики называется прагматикой. В прагматике принимающая сторона осознаёт себя и свой отношение к поступающей информации. На этом этапе факты фильтруются, оставляются лишь нужные. Из противоречивых фактов один выбирается как предпочтительный на основе некоторых предположений.

В философии такая степень познания уже характиризуется словом [само-]сознание, т.е. помещением себя в собственную картину мира.

В общем, если до этого дойдёт, то программа поместит такой объект как "Я" в свою картину мира. Также туда будут помещаться прочие носители картин мира и взаимоотношения между ними. Это дело уже относится к области искусственного разума, и в настоящем изложении мы не будем его касаться :)

Игры будущего

Previous post Next post
Up