Итак, вот
все фото из моего путешествия.
А теперь небольшой рассказ.
Как вы помните, основным мотивом моего путешествия стала проверка, могу ли я самостоятельно спланировать такую поездку без помощи туроператора. И получилось, что да. Причём всё получилось по плану, без особых осечек.
Полёт из Москвы в Сингапур проходил Катарскими авиалиниями с пересадкой в Дохе. Там мне понравилась хорошая организованность аэропорта, время транзита составляет 15-20 минут. Так что если у вас, как и у меня, время на пересадку составляет полтора часа (а бывает и 55 минут), ни о чём переживать не стоит. Более того, из-за задержки вашего первого рейса могут задержать и второй. А в случае совсем сильного опоздания вас пересадят на ближайший аналогичный рейс.
Полёт из Доху в Сингапур происходил в тяжёлых метеоусловиях, нас сильно болтало. Для меня такое было в новинку (хотя до этого летал уже раз 20), остальные пассажиры сидели совершенно спокойные. А я уже думал, что всё, прилетели: самолёт ходуном ходит, посуда у проводников звенит, заполнять ручкой бланк невозможно. Но ничего, в итоге нормально долетели.
Кстати, об иммиграционной карточке. Там сразу же указано предупреждение: смертная казнь для наркодилеров. Что напоминает о суровости государства, в которое я лечу. Вспоминаем дикие штрафы, возможность попасть в тюрьму за разные небольшие провинности и проч.
На деле же я за 4 дня пребывания в Сингапуре не ощутил над собой довлеющего меча правосудия. Город показался совершенно спокойным и умиротворённым. Хотя я старался везде ходить аккуратно, никого не обидеть.
Если считать Сингапур эталоном урбанистики и сравнивать его с Москвой, то с удовлетворением могу сказать, что Москва не сильно хуже. Да, у нас есть пробки, а Сингапуре ими и не пахнет. Но мы движемся к решению этой проблемы, несмотря на протесты ряда автомобилистов. Решим проблему пробок, можно одновременно решить и проблему чистоты воздуха.
У нас такой же чистый город, много зелени. Развлечений у нас тоже хватает. Кроме того, у нас в автобусах объявляют остановки, а у них - нет.
Важное преимущество Сингапура - полная ориентированность на английский язык. Всё написано в первую очередь по-английски, все люди знают английский (забегая вперёд, скажу, что в Малайзии практически все также говорят по-английски). Туристу очень удобно, нам есть чему поучиться в плане навигации и удобства использования.
Ларьков там нет, есть циклопического размера торговые центры, каждый из которых может сравниться с Дубай Моллом. Некоторые торговые центры расположены под землёй; гуляя по коридорам, переходишь из одного ТЦ в другой.
Заборчиков у газонов нет, глаз на них не застревает. Возникает ощущение большего простора.
В городе много интересных сооружений, которые стоит посетить: отель, торговый комплекс и сады Марина Бэй, статую Мэрлиона, мост Helix, самое большое в мире колесо обозрение Flyer. Также хороши ботанический сад, зоопарк. В парке птиц не был, но положительные отзывы читал.
В городе уживаются представители различных религий. Я посещал буддистские и индуистские храмы, но есть и церкви, и мечети.
Ну и главный минус города: климат. Влажность просто зашкаливает. И, исходя из того, что город находится на экваторе, такая погода там всегда. Стоит только выйти на улицу, сразу обливаешься потом. Ходить там я мог только в шортах, хотя до этого привычки ходить по городу в шортах у меня не было. Пришлось прикупить дополнительные футболки, так как одни все внезапно стали однодневными (а если честнее, то полудневными), а высушить там что-то возможным не представлялось.
Так что, в общем, посетить этот город я могу, но жить там на постоянке, извините, не в состоянии.
Жить в зданиях? Делать короткие перебежки? Зачем такая жизнь нужна? Даже в 10 вечера находиться на улице некомфортно.
Нужно постоянно пить воду. А поскольку таскать с собой бадью с водой невозможно, нужно либо пользоваться уличными краниками для питья (в парках такие встречаются), либо постоянно отовариваться.
Но я, конечно, пересиливал себя, и все эти дни много гулял, а не ездил. Но привыкнуть к этому климату не получилось.
Жил я в китайском райончике в 10 минутах ходьбы от метро.
Планы на каждый из дней у меня были наполеоновские, но, как обычно, каждый раз получается выполнить лишь часть из них.
В первый день я посетил Ботанический сад и вечернее шоу у отеля Марина Бэй. Сад хорош, можно гулять долго, много интересных деревьев. Сад орхидей тоже ничего, но я ими особо не увлекаюсь.
Вечернее шоу на воде напоминает шоу в Шардже: тоже лазеры и водяные струи, на которые проецируется изображение. Один раз посмотреть можно.
Второй день был днём большого обхода - форт Каннинг, где британцы находились во Второй Мировой войне и сражались с японцами; набережная Кларк Ки с его творческим оформлением; центральная деловая часть города; залив Марина Бэй; Мерлион; мосты Helix; подъём на крышу отеля Марина Бэй; сады. И домой.
Был большой обход, заодно попробовал Сингапурский коктейль в одном из баров. Сразу полегчало :) Всё очень понравилось.
Третий день был посвящён зоопарку и острову Сентоза. Зоопарк съел кучу времени, но там было очень интересно. На Сентозе успел просто слегка прогуляться и посмотреть вечернее шоу Wings of Time. Наш Круг Света лучше, но, думаю, у них в какое-то время года тоже проводится что-то подобное.
В общем, очень понравилось. А ещё, у них, оказывается, было празднование 50-летия независимости, но я приехал чуть раньше этого мероприятия. Впрочем, возможно, лучше смотреть город в его будничном обличье.
Четвёртый день - перелёт из Сингапура в Куала-Лумпур. Я старался сделать свою программу ненапряжной: чтобы нигде не нужно было вставать в пять утра, все перелёты происходят днём. Выход из отеля также происходит поздним утром, часов в 10. Благодаря этому и удавалось найти силы на многокилометровые прогулки, ну и получать удовольствие от всего этого.
Также мне везде везло с отелями. В Сингапуре - возле удобной ветки метро, ведущей и в центр, и в зоопарк. В Куала-Лумпур - в 200 метров от башен Петронас. На Лангкави - недалеко от аэропорта, без медуз и с прямым выходом на пляж.
Но мы возвращаемся к путешествию. Изначально я хотел, чтобы у меня было всего два больших авиаперелёта - "туда" и "обратно". Остальные перемещения планировал выполнять на автобусе и поезде. Но оказалось, что там авиасообщение развито лучше остальных видов транспорта. Кроме того, безвизовое пребывание в Сингапуре для граждан РФ сроком на 4 дня разрешено только при наличии авиабилетов, поэтому нужно и прилетать, и вылетать (причём обязательно в другую страну).
Когда я выбирал пляжный отдых, то сначала выбрал остров Пангкор, расположенный недалеко от Куала-Лумпура. Туда можно было добраться на поезде и пароме. Но там оказалось очень мало отелей, и отзывы были не очень. Поэтому я стал рассматривать другие места, а туда быстрее оказалось лететь на самолёте. Ну и при использовании самолёта уже стало неважно, насколько далеко остров от столицы. Поэтому я и выбрал Лангкави по совету знакомых и по отзывам.
Итак, Куала-Лумпур. Два дня.
Здесь не такая влажность, как в Сингапуре, дышать легче, но всё равно не очень комфортно. Транспорт интегрирован между собой не так хорошо, как в Сингапуре: нет единой безлимитной транспортной карты, хромает навигация. Долго плутал на центральной вокзальной станции.
Понравился их аналог аэроэкспресса от аэропорта до центра города: тихий чистый поезд, столик, приятная музыка, природа быстро проносится за окном. Ощущаешь себя в этаком экологическом будущем или каким-нибудь бизнесменом из рекламы.
Порадовало, что они сокращают название своего города до KL и всюду его используют: KLCC, Rapid KL и проч.
Как я уже сказал, я жил в центре, и первый день потратил на прогулку по центральной части города и на подъём на телебашню. На башни Петронас подняться, увы, не удалось: билет нужно покупать заранее, а во второй день моего пребывания у них (понедельник) у башен выходной. Ну и ничего страшного, посмотрим снизу.
Второй день - большой обход города. Китайский квартал, буддийские храмы, улица Петалинг, базар, вокзал, мечеть, парк птиц. Последний особо понравился. Очень рекомендую посетить.
Познакомился там с каким-то арабом-египтянином, который экономил и целыми днями напролёт гулял по городу пешком. Не очень понимаю, однако, многое ли он смог увидеть.
До пещер Бату и Путраджайи не доехал. Ну, как-нибудь в другой раз.
Третий день - перелёт на Лангкави из аэропорта внутренних линий. Сначала до него нужно было добраться на автобусе (сдачу не дают!), затем пройти все стандартные процедуры и полететь. Иностранцев там совсем мало, чувствуешь себя необычно. Очень полезный опыт.
Летели мы на турбовинтовом самолёте ATR 72, летит он хорошо, хоть и не быстро.
И вот - 7 дней на Лангкави. В основном пляж. Погода была комфортная, не было сильно жарко. пару дней были дождливыми, но это я пережил.
Позагорал, поплавал, погулял по острову. Хорошее, умиротворяющее времяпровождение.
Лучше туда ехать с компанией, брать в аренду велосипеды и исколесить весь остров. Там очень красивые виды, есть что посмотреть.
Познакомился там со мной один местный. Подозрительный тип. Всё домой к себе зазывал, но я-таки не пошёл. Ему за 50, семьи нет, при разговоре периодически пытается идти на телесный контакт. Кто его знает?
Но он меня свозил в пару ресторанов, там мы пробовали блюда индийской и малайской кухни.
На мопеде ездить не понравилось. Как-то уж очень ненадёжно это выглядит, особенно когда он юлит между машинами на большой скорости.
О кухне. Старался поесть в разных ресторанчиках. В Сингапуре и Куала-Лумпуре - в забегаловках в зоне фудкорта. На Лангкави - в уличных ресторанчиках. Ел разные версии Том Яма, лапшу, индийскую, тайскую, малайскую еду. Всё очень вкусно, много свежих морепродуктов, очень здоровая еда.
Обратная дорога была тяжёлой. Сначала первая часть - обратно на самолёте до КЛ. Там пришлось заночевать в отеле недалеко от аэропорта. Ну и вторая, 24-часовая (а с учётом разницы во времени - 29-часовая) поездка с тремя перелётами, ожиданиями, пересадками (снова Сингапур, потом Ташкент). Под конец зато привыкаешь к перелётам. После такого нужен полноценный день отдыха.
В любом случае, мне очень понравилось. Полечу ли туда ещё? Не знаю. Когда дойдёт очередь. В мире ещё слишком много красивых мест.