Вот наше московское правительство, что лужковское, что нынешнее, тяготеет к гигантизму: мощные развязки, многокилометровые эстакады, туннели. Упор на метро и игнорирование трамвая. А между тем многие мелкие проекты, как-то локальные связки дорог, проколы под ЖД, мелкие эстакады, ну и строительство линий трамвая и организация новых маршрутов общественного транспорта способны дать весьма ощутимый эффект для города.
Тут появляется проблема - как посчитать эффективность проектов и на что потратить деньги при их ограниченном количестве. Стоит ли вбухать все деньги в метро, которое будет перевозить много пассажиров, или построить несколько линий трамвая, каждая из которых будет менее эффективна?
На самом деле, подсчёт несложен, и он опирается на знание того, сколько денег нужно вложить в каждый год реализации проекта и сколько денег он будет приносить в течение каждого года эксплуатации. Общественный транспорт прямых доходов не приносит, но он увеличивает мобильность населения, собираемость налогов и поднимает цены на недвижимость. Такие вещи наши проектировщики считать умеют.
Далее нужно расписать денежные потоки по каждому из конкурирующих проектов и посчитать коэффициент
IRR для каждого из них. IRR вычисляется по несложной формуле и представляет собой виртуальную доходность проекта. То есть обозначает процентную ставку депозита, который бы давал вам такую же доходность, как и этот проект.
После чего всё становится совсем просто: вы сортируете проекты по убыванию IRR и вкладываете во столько из лучших, на сколько у вас хватает денег. У некоторых проектов может неожиданно оказаться отрицательный коэффициент IRR, так что их будет благоразумно и не начинать :)
Рассмотрим пример. Попробуем профинансировать 4 проекта с разными доходностями на интервале в 10 лет:
Видно, что IV проект даёт максимальную доходность, потому что требует минимальных вложений. В него мы и будем вкладываться в первую очередь.
Годовой бюджет составляет у нас 50 единиц, и у нас хватает средств ещё вложиться и в третий проект. Остатки отправим во второй (проекты могут быть такими, что частично их оплачивать нельзя; в таком случае он уедет на следующий год, где будет производиться повторный пересчёт эффективности, после которого он и вовсе может быть отменён).
Точно так же можно планировать и личные инвестиции.