3. Структура интеллектуальных игр.
Всё, что последует дальше, не основано на личном опыте, я предупреждаю :). Всё это - умозрительные заключения, которые не претендуют на право называться абсолютной истиной. Сугубое имхо, как водится…
Если до этого мы как бы разрезали множество всех игр вдоль, то теперь разрежем его поперёк и попытаемся выявить общие элементы интеллектуальных игр, а также различия между ними.
Итак, поехали!
Введение в структуру ИИ
Любая интеллектуальная игра обладает определённым набором признаков, за что мы, собственно, и называем её игрой, да ещё и интеллектуальной. Для удобства мы разобьём интеллектуальную игру на составляющие. Каждую из составляющих исследуем отдельно. Несомненно, при этом не будут учитываться связи между ними, но это можно сделать и впоследствии.
Итак, любая интеллектуальная игра состоит из:
1) интеллектуальной составляющей (область знаний), то, из-за чего она и называется интеллектуальной;
2) собственно «процесса игры», это абстрактная вещь (правила игры);
3) зрелищной составляющей (шоу), это конкретная реализация игры и её оформление.
Существует также скрытая спортивная составляющая, смысл которой - противоборство. Она входит как в процесс, так и в шоу.
Вообще говоря, по этим компонентам можно разложить всё, что угодно. Другое дело, что некоторые (а возможно, и все) составляющие могут отсутствовать.
Поговорим о роли каждой компоненты.
Область знаний есть та база, на основе которой и идёт игра. Успешнее всегда будет тот игрок, который больше разбирается в ней и умеет на основе собственных знаний делать логические выводы. Обычно для проверки знаний используются конкретные вопросы. Скажем, «В каком году родился Николай II?». Что может быть вместо вопросов - об этом поговорим позже.
Если убрать знания, то мы получим просто игру. В ней от игроков требуются какие-то другие умения или вообще никаких, если игра построена на чистом везении («Сделка», например).
Наличие правил игры разделяет все процессы деятельности на игры и не-игры. Ведь надо же представлять, как идёт процесс. Он же происходит не спонтанно, а в соответствии как раз с правилами. Уберём правила, и получим просто интеллектуальную передачу (например, документальный фильм). Уберём правила и знания - и получим чистое шоу (пример приводить не требуется :)).
Наконец, зрелищная составляющая - это то, без чего не обходится ни одна телевизионная передача. Можно, конечно, представить себе совершенно пустую серую комнату, там два стула и два собеседника. Выглядеть на ТВ это будет крайне невзрачно. Наличие элементов шоу необходимо для привлечения зрительского внимания и удержания оного же наравне с самим процессом. Да и к тому же, если проводить аналогию с людьми, т о ведь все стремятся выглядеть и одеваться хорошо. Отчего же передачам не стремиться к тому же? :)
Без зрелищной составляющей мы получим тоже игру, но уже не телевизионную. Примером могут служить чемпионаты по «Своей игре» в МЕОЦе. Игра есть, а дополнительного зрелища нет. Оно и не требуется. Подобное тоже является интеллектуальной игрой и может быть исследовано без привязки к ТВ.
Если оставить чистый процесс, то это будет что-то вроде товарищеского матча в футбол во дворе. Наконец, чистая область знаний - это, например, чтение книжки. Не очень похоже на игру, не правда ли?
Надо отметить следующую важную вещь. Любителей интеллектуальных игр (попрошу обратить внимание, они делятся на играющих и смотрящих) также можно разделить на категории, каждая из которых предпочитает одну составляющую другим. Мы получим три основные группы любителей игр.
Первая группа - «интеллектуалы». Им не столь важно, по каким правилам идёт игра, как она протекает и кто играет. В первую очередь их интересуют задаваемые вопросы. Ради вопросов они, собственно, и смотрят игры. Поэтому СИ для них намного предпочтительнее, чем ЧГК, поскольку в первой игре можно услышать до 91 вопроса, а в последней - всего лишь 6 - 11.
Вторая группа - «Игроки» (с большой буквы, просто чтобы отличать их от участников игр вообще). Им важен сам процесс игры. И не важно, на вопросы надо отвечать или в карты играть, а может, и в шахматы. Главное - играть. Такие люди умеют получать удовольствие от процесса. В играх их интересует в первую очередь формула розыгрыша.
Третья группа - «обыватели». Им нет дела ни до вопросов, ни до процесса. На первое место для них выходят личности играющих и игровая обстановка. Ради конкретного человека они готовы бросить все домашние дела и смотреть передачу. Обыватель-игрок - это человек, который пришёл играть ради того, чтобы его показали по телевизору (не обязательно покрасоваться, может быть и продемонстрировать свои игровые качества).
Каждый сам может отнести себя куда-либо, исходя из собственных предпочтений. Опять же, критерием разделения является наиболее интересующая данных лиц игровая компонента. Это же не означает, что всё остальное в игре им «до лампочки». Как правило, в жизни чистых типов не встречается. Но бывают и исключения, впрочем…
Для того чтобы повысить популярность игры, мы должны научиться завладевать вниманием всех групп. Как это сделать? Вполне серьёзный вопрос, на который надо попытаться найти ответ.
В каждой игре также могут отдаваться предпочтения определённой составляющей. Уделим больше внимания знаниям - у нас будет больше вопросов, к нам потянутся «интеллектуалы». Получится передача в духе «Брейн-ринга», где основное внимание уделяется вопросам.
Сделаем упор на формулу розыгрыша - получим КХСМ. Игру, позволяющую продвигаться вперёд исходя из собственного желания рисковать. Мы привлечём к себе «Игроков».
Если сделаем шоу в духе того же КХСМ, но уже праздничного выпуска оного, то мы получим поддержку «обывателей». Успех будет гарантирован.
Про СИ я не говорю, там хоть и делается упор на знания, игровая компонента на высоте. Может быть с шоу дело обстоит не так хорошо, но это поправимо.
Попробую пока выдвинуть первую гипотезу: наибольший успех будет иметь игра, в которой все три компоненты равномерно развиты и наиболее тесно взаимодействуют между собой. Так это или нет, пока сказать затрудняюсь.