Иудейская смола и самарские дороги

Apr 07, 2013 18:06


Асфальт человечество использует не одну тысячу лет. Ещё во времена библейские Ной использовал асфальт для герметизации ковчега, а строители вавилонской башни "кирпичи вместо камней, а асфальт вместо извести". Называли асфальт смолой иудейской.


В древности крупнейшим источником асфальта служило Мёртвое море, вплоть до конца XIX века именуемое Асфальтовым. Когда-то глыбы асфальта в большом количестве всплывали прямо на поверхность со дна моря. В последний раз такой случай был зафиксирован в 60-е годы XX века, причем вес куска был более 1 тонны.

Для мощения дорог асфальт первыми использовали французы. Впервые асфальтобетонное покрытие было применено для покрытия тротуаров Королевского моста в Париже в 30-х годах XIX столетия.

Первые асфальтированные дороги в России появились в столице. Летом 1839 г. в Санкт-Петербурге были покрыты тротуары на протяжении 45,5 погонных сажень шириной 5 футов (97,08 × 1,52 м) и часть моста длиной 8,5 и шириной 6,5 футов (2,59 × 1,98 м) у дамбы Тучкова моста.

А вот асфальт для первых столичных тротуаров министр Л. А. Перовский выписывал из Сызранских удельных дач.




Асфальтовое дело на землях сызранского уезда началось в 1870-1871 гг. в 1870 г. был установлен первый котёл и сделаны пробные варки асфальта, а с 1871 г. у села Печерское начал работать асфальтовый завод по производству асфальтовой мастики. В том же году начали строить завод у села Батраки (г. Октябрьск). В 1873 г. этот завод
начал выпускать продукцию.

В 1879 г. Д.И. Воейковым было организовано "Товарищество сызранского асфальтового завода", а А.И. Иорданом "Общество Сызранско-Печерской асфальтовой и горной промышленности".

Сызранский асфальт признавался лучшим в Европе и неоднократно получал высокую оценку на промышленных выставках и ярмарках.

В 1891 г. сызранский завод производил уже более 560 тыс. пудов "асфальтовой мастики".
Если в 1860-х годах асфальт в Россию ввозился из-за границы, и ввоз этот постоянно рос, то с середины 70-х годов сызранский асфальт без содействия таможенных пошлин вытеснил иностранный.

Сызранским асфальтом мостились улицы крупных российских городов. В 1876 году только городская дума Москвы ассигновала 50 тысяч рублей на проведение эксперимента по устройству асфальтобетонного покрытия. На Тверской улице построили несколько участков из нового материала.

В 1895 году в Самаре мостовые решено ремонтировать исключительно булыжным камнем. Местный ширяевский камень и кирпич признан негодным для мощения улиц.



В 1898 году Самарская городская дума приняла решение "об устройстве асфальтовой мостовой на Дворянской улице".




Как ремонтировали дороги в Самаре 100 лет назад?



Выдержка из кондиций на устройство асфальтовых мостовых 1914 года: «Асфальтовая мостовая должна удовлетворять следующим условиям: состав асфальта должен быть таков, чтобы зимою во время морозов, мостовая не давала трещин, чтоб асфальт не крошился и не ломался, а летом даже во время сильных жаровъ асфальтовая мостовая не должна быть мягкою»

«Слой асфальта полагается делать в два дюйма толщиною (более 5см) на бетонном основании, причём слой бетона определяется не менее 6 вершков (26,76 см) толщиною, укладка в два слоя по 3 вершка каждый»

Прежде чем класть асфальт требовалось произвести подготовительные работы, «...как-то нивелировку вскрытие каменной мостовой и очищение её от камня»

«Подрядчик берёт на себя ручательство в исправном состоянии работ в продолжении 6 лет, весь ремонт в продолжении этого срока производится подрядчиком за свой счёт»

Кому интересно, по ссылке текст "кондиции" полностью  https://dl.dropbox.com/u/47406491/Untitled-3.pdf

Не смотря на то, что асфальт на бакинских гудронах был дешевле, самарская управа отдала подряд на асфальтирование мостовых представителю Общества Сызранско-Печерской асфальтовой и горной промышленности. Стоимость одной квадратной сажени асфальтовой мостовой составляла в среднем 13 руб., т.е. 1 кв. м асфальта стоил около 3 руб.25 коп.




Фото Тимура Рубцова

День сегодняшний.

"Общая протяженность улиц, дорог, проездов, площадей, мостов и внутриквартальных проездов в городском округе Самара составляет 1087,2 км. Площадь покрытия составляет 8,261 млн. м2.
По состоянию на 01.01.2011 г. около 90% дорожного покрытия находилось в ненормативном состоянии из-за постоянного «недоремонта».

Для приведения в нормативное состояние улично-дорожной сети необходимо не менее 17,8 млрд. руб., то есть ежегодное выделение средств в размере 3,5 млрд. руб. в течение 5 лет".

http://rudakov-i-a.livejournal.com/143911.html

Если я не запутался в нулях, то при условии 100% замены асфальта в городе стоимость одного квадратного метра составляет более 2000 руб.

Использованы материалы из статьи А.А. Сидорова «История открытия нефти на самарской земле в её значении для становления и развития нефтепромысла в России»
http://www.alabin.ru

ЦГАСО ф.153 оп.24 д.5; ф.153 оп.37сч д.2; ф.153 оп.37сч д.10

история, дороги, Самара

Previous post Next post
Up