Jan 02, 2007 17:13
Когда считается, что человек «молится в миньяне»?
Изначально, само собой, подразумевается, что человек молится персональную молитву тогда же, когда это делает и весь миньян (МБ 52:6, 90:28). Также лучше всего начать строго вместе со всеми (МБ 66:28), однако и тот, кто начал персональную молитву тогда, когда миньян еще не закончил ПЕРВОЕ благословение "Шмона эсре", также называется "молящимся в миньяне" ("Бе-цель хохма" ч. 4 гл. 3). (В "Илхот аГР"О у-мин'агав" гл. 72, написано, что от "Борху" и дальше подобает все молиться вместе с миньяном).
По мнению многих поским ("Ликутей ШУ"Т Хатам сойфер", гл. 3, "Эшель Авраам"(Бочач), 52:1, и др.), молящийся параллельно "хазарат а-шац", также считается "молящимся в миньяне". Однако есть такие, которые не были уверены в том, что это засчитывается (см. "При мегадим" ОХ гл.52, "Эшель Авраам", пар. 1, и в гл. 109, там же, пар. 4. А также "Каф а-хайим" 90:63. Есть и другие источники).
Молящийся "шахарит" в одно время с миньяном, молящимся "мусаф", считается молитвой в миньяне (МБ 90:30). И то же самое - наоборот (вроде так следует из этой же МБ).
"Минха" вместе с миньяном на "маарив", или наоборот, - мнения разделились: МБ (вроде) засчитывает (236:11), а ТаЗ - нет (там же, пар. 4, и в "Маген Авраам", пар. 3).
Молящийся праздничную молитву в миньяне молящихся будничную (напр. "хуцник" в свой "ЙТ шейни" в ЭИ), в "Хелькат Яаков" (ч. 3, гл. 146) писал, что это защитывается, как молитва в миньяне.
Молящийся на каком-либо языке в миньяне, молящемся на "лошн а-койдеш", - "Каф а-хайим" (101:18) считает, что такой еврей не считается молящимся в миньяне.